Шедевры из собрания Николая Голованова представляет Музей музыки
Произведения известных русских художников из собрания композитора и дирижёра Большого театра Николая Голованова демонстрирует выставка в Российском национальном музее музыки. На каких работах останавливал свой выбор коллекционер – расскажет Дженнет Арльт.
Николая Голованова называли "титаном дирижёрского искусства", "художником богатырского склада", "главным дирижёром Советского Союза" — в памяти современников он остался человеком, который был внимателен к деталям и краскам — будь то нюансы музыкальных сочинений или живописи. "Страстный коллекционер" — говорил он о себе. Голованов собрал богатейшую коллекцию картин, скульптур, икон — всего более тысячи наименований. Около четверти его наследия хранится в фондах Музея музыки. На этой выставке — всего 11 работ, но каждая из них — раритет.
"Несколько работ никогда не были представлены посетителям музейных выставок. И работы, которые здесь еще, может быть, один-два раза за лет 50-70 выставлялись где-нибудь или когда-нибудь на каких-то выставках. Практически можно сказать, что эти работы неизвестны, особенно специалистам, любителям музеев", – говорит генеральный директор Российского национального музея
музыки Михаил Брызгалов.
Здесь полотна Поленова, Нестерова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова. Каждое — многослойный экспонат: наведя камеру смартфона на куар-код, можно не только прочитать историю создания картины, но и прослушать специально подобранную аудиозапись из фонотеки Музея музыки. Так, работе Клавдия Лебедева "Насильственный постриг" созвучны духовные произведения Чеснокова, к полотну Айвазовского "Берег моря" предложен фрагмент из оперы Римского-Корсакова "Садко", а к этюду Левитана "Летний пейзаж" — Четвертая симфония Чайковского.
"Много с кем он дружил, например, с Виктором Васнецовым он работал вместе в Большом театре. Об этом он говорил, и в мемуарах есть цитаты, посвященные Виктору Васнецову, что Голованов восхищался этими театральными художниками, которые оставили большое наследие, и далее он приобретал у них картины", – рассказывает куратор выставки Таисия Печникова.
Николай Голованов не только коллекционировал живопись, но и сам любил позировать художникам. Искусствоведам известны 18 портретов дирижера, в их числе работа кисти Фёдора Захарова. Оригинал этой картины украшает рабочий кабинет в Музее-квартире Голованова в Брюсовом переулке. Здесь — цифровая копия, оживленная искусственным интеллектом.
Еще несколько больших полотен также представлены в цифровом варианте, но главная особенность этой выставки — голос самого Голованова, созданный в результате кропотливой работы специалистов — не без помощи нейросетей. Исходным материалом послужила единственная сохранившаяся аудиозапись выступления Голованова на одном из собраний Большого театра.
Голосом Голованова говорит аудиогид. Текст составлен на основе дневниковых записей дирижёра. Он не только скрупулезно вёл учёт предметов своей коллекции, но и подробно описывал их. Так что пройтись по выставке можно в экскурсионном сопровождении самого хозяина живописного собрания.