Витражи вернули в Музей ивановского ситца после реставрации
Витражи вернули в Музей ивановского ситца после реставрации. Ее провели в мастерских строгановского университета. Как отмечают специалисты, это первое восстановление дореволюционного декора в бывшем особняке мецената Дмитрия Бурылина. Как выглядят обновленные декоративные элементы, увидела Людмила Павловская.
Мастера аккуратно выгружают короб. Несут бережно, чтобы не повредить ценный груз. Из Москвы после реставрации вернулись витражи из усадьбы Дмитрия Геннадьевича Бурылина.
"Это уникальные двери в стиле модерн, в которых и сам витраж тоже растительного орнамента, он достаточно сложный, и в этой реставрации нам помогал художественно-промышленный университет имени Строганова", – говорит главный инженер АО "Ивановореставрация" Иван Корнилов.
Основное полотно, два добора, треугольные вставки и розетки. Больше полугода ведущие реставраторы Строгановского университета работали над бурылинскими витражами. Несмотря на незатейливый сюжет, витраж оказался непростым по своей технологии и качеству. Когда начали восстанавливать утраченные фрагменты, вскрылось много нюансов и тонкостей. В частности, интересный вариант пайки.
"Если мы посмотрим, витраж двусторонний, но нигде мы не видим пайку, которая держит этот витраж. Здесь мы этого не видим, это скрытая пайка. То есть обслуживается профиль изнутри, потом прогревается на стыке и спаивается", – рассказывает заведующая кафедрой художественного стекла Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова Ольга Чистякова.
Были во время работы и неожиданные находки, рассказывают реставраторы.
"Мы их вообще в последний момент только заметили, когда начали штапик снимать, смотрим еще что-то там такое, они черные были, их не было видно в цвет дверей. Когда их начали демонтировать – смотрим, а они стеклянные, оказывается. Мы-то думали они деревянные", – комментирует преподаватель Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова Феликс Воевода.
Один добор остался "родным", а вот второй – точная копия. Реставраторы говорят: было непросто приблизиться к оригиналу, ведь технологии меняются. Сейчас фактуры и цветовая палитра отличаются от тех, что были 100 лет назад. Но работой довольны.
"Сделали точный картон, распечатали и по картону, если даже сравнить, они идеально идентичны и фацеты, и все по картону – все силуэты стеклышек", – отмечает заведующая кафедрой художественного стекла Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова Ольга Чистякова.
Много сил и времени реставраторы потратили на то, чтобы установить витражи в дверные рамки. Работа тоже тонкая и кропотливая. Правильно развернуть, подправить, закрепить. В музее мечтают привести в порядок и фасадные витражи, которые "смотрят" на улицу. А пока первый шаг – внутренние витражи установлены, и бурылинский особняк заиграл новыми красками.