Фарфор Дэхуа представили в Китайском культурном центре
Воплощение небесной чистоты. Выставка белого фарфора в Китайском культурном центре продолжает программу Перекрестных годов культуры наших стран. В Москву привезли образцы керамики Дэхуа – которую изготавливают в одноименном уезде с X века. Елена Ворошилова подробнее.
У столов где священнодействуют китайские художники керамисты – столпотворение. Все хотят научиться работать с глиной, в основе которой низкое содержание оксида железа. Из нее почти четыре тысячи лет, в провинции Дэхуа, делают знаменитый белый фарфор. О нем говорят, что он тонкий, как бумага, звонкий как колокольчик, изящный, как нефрит. Лицзы Сю – из династии керамистов. Живет и работает в Дэхуа.
"Есть несколько секретов. Глину нужно размять и разогреть до температуры рук и только потом начинать лепить. Тогда она становится упругой", – поделилась художник-керамист Лицзы Сю (Китай).
Лицзы Сю говорит, что сделала больше трех тысяч предметов из фарфора. В Россию привезла три работы. Пудровая роза, с прозрачными лепестками для влюбленных. Упитанная кошечка – для детей. Фарфоровое панно с цветами для галереи или солидного офиса.
Лицзы Сю: "Я делала это панно год. Глина раскрывается как лотос. Но главное, чтобы получить цвет слоновьей кости, ее надо обжигать при температуре 1380 градусов. Все хрупкое и не каждый владеет такой технологией".
Статуэтки, вазы, чаши, сияющие белизной и с легким узором – все это работы современных китайских мастеров, которые создают их по старинным технологиям. Говорят, что Европа узнала об этом чуде благодаря Марко Поло, который привез 700 лет назад императорский фарфор Дэхуа в свою коллекцию. В XVI веке он ценился дороже золота.
"Китай – родина фарфора. Фарфор имеет огромное значение для культуры Китая. Фарфор – это символ Китайской культуры", – отметил советник-посланник посольства КНР в России, директор Китайского культурного центра в Москве Фэн Литао.
Создавая предметы искусства, старинные мастера держали в секрете детали. До сих пор вызывает потрясение одеяние Будды, в котором складки тоньше человеческого волоса. Современные художники не уступают своим предшественникам. Воссоздают древние узоры, используя золотую пудру и кобальтовую краску.
"Дэхуа имеет многовековую историю – 3700 лет. В этом году исполняется десять лет, со дня присвоения ему звание мировой столицы фарфора. Россия наш большой наш друг. Мы приехали в Москву, чтобы закрепить отношения между странами таким культурным феноменом, как фарфор", – рассказал заместитель директора Центра развития керамического искусства Цзыбан Фон (Китай).
На выставке русские керамисты, которые работают с Гжелью. Знакомятся с художниками и экспонатами. Открывают для китайских коллег двери своих мастерских.
Галина Голинкова, заместитель генерального директора "Гжель – художественные мастерские": "Ни для кого не секрет, что наш фарфор еще в древние времена заимствовал рецепты китайского фарфора. И то, что рисуют кобальтом изначально рисовали голландцы и китайцы".
Древние мастера не искали красоты в цвете, для них были важны гармония, изящество линий и простота.