"Морское сражение в Мессинском проливе" выставили в Пушкинском музее
Самую большую гравюру по рисункам Питера Брейгеля Старшего выставили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. "Морское сражение в Мессинском проливе" – это четвертая выставка проекта "Новые шедевры Пушкинского". Каждые две недели посетителям показывают недавнее приобретение, еще не вошедшее в постоянную экспозицию. Гравюру во всех подробностях рассмотрела Алия Шарифуллина.
Серебром переливается обрамление гравюры. Архитектурным решением выставки в Пушкинском музее хотели еще раз подчеркнуть – это блестящий шедевр – одно из наиболее значимых приобретений последних лет. Самую большую гравюру, когда-либо выполненную по рисункам Питера Брейгеля Старшего – в постоянных экспозициях еще не представляли. Это – премьера – часть проекта "Новые шедевры Пушкинского".
"Проект "Новые шедевры Пушкинского" превзошел наши ожидания, потому что такой интерес к проекту, интерес к каждому показу, к каждому произведению, которое было представлено. Мы решили сделать это на постоянной основе, потому что не видел зритель, не видел посетитель, и мы готовы это показать, так как это правда пользуется очень большим успехом", – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова.
В 1550 годах великий нидерландский художник Питер Брейгель Старший совершил путешествие по Франции, Италии и Швейцарии. В 1561 году вдохновленный поездками художник создает рисунок "Морское сражение в бухте Мессины". Возможно, Брейгель стал очевидцем произошедшего в 1552 году сражения между итальянским и франко-турецким флотами.
Наталия Маркова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. Пушкина: "Возможно, он узнал это по горячим следам от кого-то из очевидцев. Во всяком случае, в это время он был в Италии. И то, что на некоторых кораблях мы видим матросов в чалмах, подтверждает – это именно то событие".
Гравюра Франса Хейса по рисунку Брейгеля была выполнена около 1560 года и выпущена первоначально Иеронимом Коком – постоянным издателем Брейгеля. Так как размеры работы превышали возможности печатных станков того времени, композиция с рисунка мастера была награвирована на двух медных досках и напечатана на двух листах бумаги, которые затем склеили посередине. Таким способом создавались уникальные по размерам гравюры. Оттиск, поступивший в собрание Пушкинского музея, был отпечатан в 1632 году.
Наталия Маркова: "Гравюра в очень хорошей сохранности. Четкие штрихи, проработка светотени. Это тоже было для меня загадкой, как она могла на протяжении стольких десятилетий сохраниться. Оказывается, и это подтверждают документы издательства Кока, и последующие, она довольно печаталась в небольшом количестве экземпляров, то есть не была сверхпопулярна, хотя была известна".
Гравюру с рисунка Брейгеля можно будет увидеть в течение всего двух недель. Шедевр этот хрупкий – не выносит яркого света. Приобретение Пушкинского музея отправится в запасники – до нового показа.