Новый спектакль Юрия Квятковского "Барахло" – в театре "Практика"
"Карнавал на блошином рынке" – так звучит подзаголовок нового спектакля Юрия Квятковского "Барахло". Премьерные показы идут в театре "Практика". В основе постановки – разговоры молодых артистов с торговцами и завсегдатаями московских рынков. С миром барахолки познакомилась Алия Шарифуллина.
За железными ставнями контейнеров – настоящие пещеры Али Бабы, наполненные грошовыми сокровищами. Устаревшие телефоны, люстры, фирмовые пиджаки, газеты, которые, как признается одна из торговок, найдены среди мусора. Кто эти люди, выкладывающие на расстеленную на земле клеенку барахло? Откуда его берут? И видят ли сами хоть какой-либо смысл в этом ослепительном хламе? Ответы искали молодые брусникинцы, полтора года посещая блошиные рынки.
Мария Пореченкова, актриса: "Первый раз когда туда пришла – я заплакала, потому что для меня это была неожиданность – столкновение с этим миром. Там очень много пожилых людей, которые вынуждены в мороз стоять по 7-8 часов день, продавать какую-то ерунду. Они рассказывают о своих тяжелых судьбах, что они их бросили дети, внуки, что у них никого нету и, конечно, это в меня очень сильно попало, тронуло".
Спектакль "Барахло" вырос из актёрского экзамена "наблюдение" в рамках которого студенты погружаются в реальную жизнь, чтобы затем перенести её на сцену. Как Станиславский сто лет назад, в погоне за психологизмом, повел всех артистов по ночлежкам, так Школа-студия МХАТ отправила всех на блошку. Интеллигенты и маргиналы, страстные коллекционеры и "лишние" люди, нищие и бандиты, художники и мажоры. Барахолка – как квинтэссенция парадоксальности человеческой натуры.
Вера Ефремова, актриса: "Обычного человека жизнь не приведет на барахолку, это все – необычные люди, это все герои, персонажи. Они не обыватели, они все интересны, все прекрасны, про них всех хочется снять отдельный фильм".
Портреты сменяются так же быстро, как контент в бесконечной ленте. Всё броско, ярко, несколько сумбурно. Балаганная реальность спектакля, эстетически очень близкая барахолочной. Некоторым из героев даже нашли музыкальное альтер-эго. И на сцене вдруг появляются – Леонтьев, Аллегрова, Принс, Мамонов.
Современные обитатели "блошек" отчасти напоминают героев Горького или Достоевского. А в их биографиях, текстах, представлениях о горе и счастье воспроизводится сложный, противоречивый образ сегодняшней действительности. "Барахло" не дает ответов и даже не задает вопросов – спектакль приподнимает завесу над существующей жизнью, которую видел каждый, не всегда задумываясь о том, что к ней привело.