25 августа 2025, 10:12 25 августа 2025, 11:12 25 августа 2025, 12:12 25 августа 2025, 13:12 25 августа 2025, 14:12 25 августа 2025, 15:12 25 августа 2025, 16:12 25 августа 2025, 17:12 25 августа 2025, 18:12 25 августа 2025, 19:12 25 августа 2025, 20:12

Столбизм – уникальная субкультура красноярского нацпарка

  • Картинка
  • Столбизм – уникальная субкультура красноярского нацпарка
  • Картинка
    Столбизм – уникальная субкультура красноярского нацпарка
  • Столбизм – уникальная субкультура красноярского нацпарка
В этом году национальному парку "Красноярские Столбы" исполнилось 100 лет. Его душой можно назвать столбизм. Это субкультура, для которой не существует страха высоты. Во второй половине прошлого века буквально под каждым камнем была стоянка какого-либо столбовского движения.

Владимиру Деньгину 84-й год. Сейчас ходит немного хуже. Не так, конечно, как в то время, когда под ногами были десятки метров, а рядом — необъятные каменные плечи. Он ждёт товарищей — столбистов. Которые бесстрашно взбирались на скалы.

Сегодняшнее приключение началось с привала. Надо набраться сил перед непростым походом. Столбисты всегда ели плотно. Даже если не брали припасы с собой.

Но варили, конечно, и сами. Суп – вёдрами, из всего, что было. В общем, в шутку замечают столбисты, пиццу придумали не итальянцы. Вообразить, что "грифы", "хилые", "абреки", "эдельвейсы" и "беркуты" сидят за одним столом, никто не мог. Это представители разных столбовских компаний. Между собой они не дружили. Всегда конкурировали за скалы и лес. Одна компания могла насчитывать до 300 человек, собирались по интересам. Самой большой были «абреки». Их стоянка ближе всего от перевала, поэтому сегодня отправляемся к камню Скиталец.

Компанию "Абреки" в 1957 году основал Хасан Осадчий. Вот его портрет. Его называли самым первым бардом на Столбах. И сегодня его песни живы. Сейчас «абреков» осталось семеро. На стоянке они собираются каждый год. Это место, с которым связана молодость.

Андрей Носков, Вячеслав Краснов, столбисты из компании "Абреки": "Еле добрались. Мы здесь жили. Приходили, ночевали. Переночевав, шли на скалы, взбирались".

Этот огромный камень "абреки" назвали Копытом. Сейчас он весь зелёный, порос мхом, но когда-то он был до блеска начищен столбистами, потому что они на нём тренировались и залезали на самую вершину.

Кроме стоянки у каждой компании был свой устав, флаг, традиции и форма. Фески говорили: ты что-то можешь на Столбах. Их не давали за просто так. Это были ранги, к которым стремились скалолазы. Компании, их было около сотни, смотрели за природой, собирали мусор, помогали туристам. Столбистами становились люди самых разных профессий. Там, в городе они были электриками, сантехниками, строителями. А здесь — просто свободными. Кто сильнее, тот и прав. Жили по такому закону. Но если кто-то из чужой компании попадал в беду, про вражду забывали. На выручку приходили все. Красноярские Столбы воспитали свою субкультуру. Это было популярным, как сказали бы сейчас, местом тусовок.

Виталий Павлов уже не может виртуозно взбираться на скалы. На Столбы он пришёл первый раз, когда ему было около 8 лет. До сих пор мужчина уверен: столбизм — это преодоление себя.

Виталий Павлов, столбист из компании "Беркуты": "Есть виды спорта, где я должен победить вас, а есть те, где нужно победить себя. Когда вы лезете куда-то и рискуете, это не значит, что вам всё равно. Это значит, вы очень любите жизнь".

Он был во многих городах нашей страны, был за границей. Но говорит, если бы жил много-много лет, никуда бы отсюда не ушёл.

Ходить на скалы разрешалось исключительно компанией. Чтобы подстраховывали опытные и было веселее. Сейчас только части столбистов старой закалки под силу взбираться на скалы. На видовку Второго Столба мы отправились уже вчетвером. Скалы — друзья тебе, если ты не торопишься. Этот феномен — залезать на вершину по узким ходам без страховки – наш, красноярский.

Есть те, кто остался здесь навсегда. Отвлёкся, не удержался, не схватился вовремя за кармашек или уступ. И улетел… Сейчас молодое поколение в основном перестраховывается, то есть использует вспомогательное оборудование. Но есть и те, кто перенимает опыт столбизма в его самобытном виде — техника без страховки.

Сергей Петров, Татьяна Бархатова, столбисты из компании "Хилые": "Наше поколение уходит уже, придёт другое, у них будут свои порядки. Но я не думаю, что столбизм умрёт. Он будет просто в другой форме. Люди как лазали, так и будут лазать по скалам".

В настоящее время в национальном парке поддерживают столбистов. Помогают сохранить традицию встреч. Оставшиеся хулиганы, большие мастера скалолазания, ценители скал и природы, люди неимоверной решительности и отваги больше всего на свете хотят сохранить это явление — столбизм, жемчужину национального парка. У Красноярска есть Столбы, а у Столбов — столбисты.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация