В регионе участились случаи вовлечения подростков в противоправную деятельность
Красноярская школьница должна была поджечь оборудование на железной дороге. Её заметил проезжающий мимо машинист электрички, он и позвонил в полицию. Ни сама девятиклассница, ни её родственники не ожидали, что к ним домой придёт целая бригада следователей и криминалистов.
Ольга Завьялова, помощник руководителя Следственного комитета РФ Восточного межрегионального следственного управления на транспорте: "В отношении несовершеннолетней возбуждено уголовное дело по факту покушения на совершение террористического акта. По версии следствия, 6 августа текущего года несовершеннолетняя за денежное вознаграждение в Красноярске совершила покушение на поджог объекта транспортной инфраструктуры. Возгорание не произошло по независящим от неё обстоятельствам".
Следователи публикуют часть переписки. Работа курьером? — спрашивает девушка. – Нет, порча имущества. В этот момент единственное, что её интересует — можно ли с 14 лет? Дальше неизвестный пишет прямо: за обычную работу 20–30 тысяч не платят. Девятиклассница просит сообщить ей подробности. Она согласна. Начало переписки в 9:06. В 9:32 решение принято. Для клинического психолога Инны Драчёвой в этой истории удивительного ничего нет.
Инна Драчёва, клинический психолог: "Дети, которые становятся соучастниками преступлений, попадают в трагедии, это дети, у которых разошлись пути-контакты с родителями, родитель не живёт жизнью ребёнка. Почему подростки не слушают родителей? Потому что с детства не привиты искренность, последовательность и неотвратимость каких-то действий. В детстве было как: не уберёшь — выкину. Ребёнок не убрал — мама не выкинула. Не сделаешь — не получишь. Не сделал — всё равно получил. Мы выращиваем кого? Ребёнка, который думает: собака лает — караван идёт, ничего страшного. Пообещали, что вы выкинете игрушки — выкидывайте, чтобы у ребёнка было ощущение неотвратимости наказания".
Телефон и интернет — источник связи, орудие борьбы и преступлений. Замечание «не сиди в телефоне — испортишь зрение» теперь уже самое безобидное. Избежать горьких ситуаций поможет только одно — родительский контроль.
Инна Драчёва, клинический психолог: "Когда мы спрашиваем родителей, как вы контролируете соцсети ребёнка? Родители говорят: а он нас туда не пускает. Кто вас туда должен пускать? Вы — дрессировщик, заходите в клетку с тигром, если вы трясётесь, он вас съест. Здесь происходит то же самое. Родитель должен быть справедливым, доминантным, направляющим, адекватным. Взрослые сидят и говорят: а я не знаю, а я работаю. Да мы все работаем. А пока мы работаем, наши дети совершают преступления".
1 сентября школьница из Красноярска проведёт в своей квартире — под домашним арестом. Статья обвинения — терроризм.
Ольга Завьялова, помощник руководителя Следственного комитета РФ Восточного межрегионального следственного управления на транспорте: "Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России информирует: такие деяния относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений. За их совершение предусмотрено строгое наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы".
В конце августа в Красноярске все школы получили рекомендации от управления образования — провести классные часы, речь пойдёт как раз про телефон, про интернет, про безопасность.
Екатерина Лукьянова, пресс-секретарь главного управления образования Красноярска: "С началом нового учебного года во всех школах города пройдут профилактические беседы с учениками. С ребятами обсудят, насколько важно быть ответственными, особенно когда речь идёт об участии в различных движениях. О том, какие могут быть правовые последствия, если подростки окажутся вовлечены в запрещённые или деструктивные группы".
В Красноярском крае это уже не первый случай, когда подростки, желая заработать, идут на преступление, не отдавая себе отчёт, что могут погибнуть люди. Следователи продолжают сбор и анализ всех материалов. Дело дойдёт до суда.