Пятым концертом Бетховена открылся новый сезон в Московской филармонии
Денис Мацуев и Александр Сладковский открыли новый сезон Московской филармонии программой к 255-летию со дня рождения Бетховена. Прозвучали Девятая симфония и Пятый фортепианный концерт. На вечере в Концертном зале Чайковского побывала Лидия Алешина.
На афишах КЗЧ репертуар нового сезона. Начинают с сочинений последнего представителя "Венской классической школы". Исполнение Пятого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена сравнивают с покорением Эвереста. Денис Мацуев учил это сочинение еще во время пандемии, но на сцене тогда не исполнил. Посчитав: не время.
"Этот концерт я в первый раз сыграл в этом году. Это один из самых гениальных концертов во всем фортепианном репертуаре. Доходило до того, что я его учил во сне. Есть трудные места, которые ты всё время повторяешь, засыпаешь с мыслями, и ты учишь их. Когда просыпаешься, подходишь к инструменту, и они гораздо лучше получаются", – поделился пианист, народный артист России Денис Мацуев.
Без рояля свою жизнь Денис Мацуев не представляет. Перед началом нового сезона настоящим испытанием стал отпуск.
"Чувствую себя не в своей тарелке без перелетов, без концертов, без движения. Даже те, по-моему восемь дней, которые у меня были. Я в одном месте попросил какие-то электронные клавиши", – признался Денис Мацуев.
Пятый – последний инструментальный концерт Бетховена получил название "Император". Композитор работал над ним в разгар войны с Наполеоном. "Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...", – писал композитор. В сочинении он воспел мужественный, благородный образ героя. Уже тогда композитор столкнулся с тяжелой, прогрессирующей глухотой, но продолжал работать. В 1824 году представил миру свою последнюю симфонию.
"Гениальная музыка, которую человек написал, практически не слыша ничего. Эта музыка, которая перевернула понимание о том, что такое симфонический цикл", – отметил худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, народный артист России Александр Сладковский.
Написанная в XIX веке Девятая "Хоральная" симфония Бетховена – это был первый в музыкальной истории образец "симфонии, в которой поют". Бетховен обратился к поэме Шиллера, положив на музыку текст "Оды к радости".
"Солисты использовались не как солисты, а как часть оркестра, как инструмент", – пояснила заслуженная артистка России Агунда Кулаева.
"Басам тоже досталось здесь: Людвиг ван Бетховен написал высочайшую тесситуру, с самого начала. Так что тут есть над чем поработать", – добавил певец Алексей Тихомиров.
"О, братья! Не надо печали. Будем гимны петь безбрежному веселью и светлой радости". В Девятой симфонии Бетховена призыв самого композитора: через страдание – радость, от мрака – к свету.