Если бы можно было вернуться в прошлое, я бы придумал, как спасти больше детей: Лазарь Бериев вспоминает, как выносил заложников под огнем террористов
Среди тех, кто в 2004-м приехал в Беслан поддержать близких людей, был и житель Владикавказа Лазарь Бериев. Он прибыл к школе практически перед первым взрывом. После него, не раздумывая, бросился на помощь. Теперь, по прошествии двух десятков лет, Лазарь Михайлович вновь приехал к месту трагедии.
Каждый шаг за этими воротами дается с трудом. Место пропитано болью и тяжелыми воспоминаниями. Последний раз он был здесь 11 лет назад. Говорит, сложно. Сложно и сейчас рассказывать, как и почему оказался в Беслане в 2004-м. Для Лазаря Бериева все события третьего сентября – закономерная случайность. Он приехал к захваченной школе, чтобы поддержать друга, чьи дети оказались среди заложников. Приехал прямо перед первым взрывом. А затем вместе с другими мужчинами спасал детей, вынося их из-под руин. Эти образы, словно вспышки из прошлого, он никогда не забывал.
Лазарь Бериев: "По мере возможностей, у кого получалось, у кого не получалось, начали спасать. Я тоже выносил, дети маленькие попадались. Я помню, мужик нес девочку, видимо, старшеклассницу. Я ему говорю, давай, вместе отнесем и вместе отнесли. Я нес тоже ребенка, и мне тоже кто-то помог. Так и было. – Страха не было у Вас? – На тот момент не было. Собственно, я не трусливый, я же мужчина. Я испугался, знаешь, только когда все уже закончилось. Я сел на бордюр и подумал, Боже мой, где я был?".
В стенах, истерзанного пулями, спортивного зала память услужливее подсказывает хронологию 21-летней давности. Здесь каждый сантиметр, словно зажат во временной петле, прокручивает три страшных дня. В тишине голоса и плачь тех, кто сегодня с портретов смотрит на посетителей. А он идет к тому, кого никогда не знал. Но, кажется, для Лазаря Михайловича имя Дзерассы Дзиовой всегда будет занимать особое место в сердце. Оно, как упрек самому себе, за то, что дал обещание, которое сдержать никогда бы не смог. Это обещание он дал ее младшей сестре Залине, когда на руках выносил из школы.
Лазарь Бериев: "Я ее выношу, она плачет. Я ей говорю: "Не плачь, не плачь, я сейчас тебе воду дам". Она говорит: "Мне вода не нужна, у меня там сестра". Я ей сказал: "Я тебе слово мужчины даю, я ее вынесу". Потом сказали, что Лазарь свое слово не сдержал. Девочка уже погибла во время первого взрыва. Я потом у этой девочке на свадьбе был. Кристина, Миша, мы на свадьбе у нее были".
Уже после теракта его фотографию с Залиной на руках, сделанную чьей-то случайной камерой, будут печатать газеты в разных концах мира. А семья девочки найдет спасителя спустя 8 месяцев. Но для самого Лазаря Бериева незавершенной останется еще одна история.
Лазарь Бериев: "Я помню, выносил мальчика. Когда я его уже взял, хотел проскочить, и стрельба началась. Я спрятался с ним, вижу, он напугался, чтобы немного его дух поднять, я говорю ему: "Вот видишь, как несправедливо, у них и автоматы, пулеметы, а у нас с тобой ничего нет. Если бы у нас что-нибудь было мы с ними бы повоевали". Он сказал: "Да". И я тогда крикнул: "Отморозки, ребенок маленький вас не боится, кого вы пугаете". Я хочу этого мальчика найти".
Спустя два десятка лет Беслан не отпускает. Признается, он только здесь не сдерживает слезы. Кажется, забыть тот страшный день – не позволительная роскошь. Даже дома беседы с друзьями так или иначе приводят к этой теме.
Вопрос "Как ты в Беслане оказался вообще?" последние 20 лет Лазарю Бериеву задают часто. Казалось, с Бесланом его ничего не связывает, но 3-го сентября 2004-го он был в первой школе. Об этом родные узнали по телевизору, увидели папу на экране. Он спасал чужих детей, пока свои были дома в неведении. Хотя, как говорит сам, чужих детей не бывает.
Лазарь Бериев: "Конечно, они Богу молились, чтобы все прошло нормально, чтобы все позади было. – А если бы Ваши родные знали, что Вы туда едете, они бы Вас отпустили? – Отпустили бы, меня невозможно не отпустить, тем более по такому поводу. Бесполезно".
Валерий Тускаев, друг Лазаря Бериева: "Тот поступок, который он совершил в Беслане, я бы сказал героический поступок, потому что по своей натуре по-другому он не поступил бы и не смог бы".
Жизнь продолжается, но теперь с глубокой раной в душе. Эту боль питает память о страшных днях, которые пережила Осетия. Лазарь Бериев был свидетелем Беслана. Видел самое страшное, что случилось за эти три долгих дня. Сегодня это дни скорби по тем, кто навсегда остался в школе, кого не удалось спасти. Даже спустя годы, зная исход, он бы снова последовал совету сердца. Но, пожалуй, ответ на вопрос, что бы он сделал иначе в тот день, у Лазаря Михайловича есть.
"А если бы была возможность вернуться в прошлое и переиграть? – Нет, я сделал бы то же самое. Только сделал бы так, чтобы больше спасти людей. Придумал бы, как больше вызволить оттуда детей".
Надежда Калагова