Русский музей представил выставку художника Алексея Пахомова
Ровно 84 года назад, 8 сентября, началась блокада Ленинграда. Она продлилась 872 дня. В память о тех событиях в Санкт-Петербурге в эти минуты проходят торжественно-траурные мероприятия. Выставку работ Алексея Пахомова, художника, пережившего блокаду, представляет Русский музей. В экспозиции живописные полотна, графические листы и плакаты. Алексей Комаров продолжит.
Алексей Пахомов учился во ВХУТЕМАСе у Владимира Лебедева, художественного редактора знаменитого Детгиза. Именно он и пригласил молодого художника в издательство. В редакции перед иллюстраторами стояла задача – оформить книгу так, чтобы ребёнок захотел взять её в руки и прочитать.
"Он каждую книжку старался сделать по-своему, по-новому. У него не было ни одного определённого штампа. И кого-то одного решения. Он все время искал. Каждая книжка, каждый текст – новое решение", – говорит заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева.
Так произошло с рисунками к сказке Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе", подобных которым почти нет в истории отечественной книги. Пахомов одним из первых в книжной графике выбрал чёрный фон для основы и добавил в него свет. "Свет, рисующий, выявляющий форму предметов – тот приём, что выведет меня из творческого тупика", – вспоминал потом художник о поиске своего художественного стиля.
"Он вполне укладывается в контекст классического русского авангарда в своих живописных вещах. Мы видим здесь, что он был прекрасным рисовальщиком. Что кроме всего прочего он обладал замечательным чувством цвета своеобразного", – рассказывает заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.
В конце 20-х годов Пахомов полностью ушёл в книжную графику. Выставка в Инженерном замке – редкая возможность увидеть ранние картины художника. Выглядят они так, как будто нарисованы в технике темперы, хотя это масляные краски. Пахомов увлекался монументальной живописью. Это эскизы росписи ныне снесенного Дворца культуры Первой Пятилетки – "Хоровод детей всех наций". Ощущение, что живопись немного выцвела на солнце. Тот же эффект и на картинах.
"Самая главная деталь – это сама живопись. Сама живопись, как она стекает, как она меняется, как она пронизана светом. И от этого она динамична. От этого она движется", – отмечает заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева.
Алексей Пахомов не покидал родной город всю Блокаду. Увиденное им на заснеженных улицах города в первую, самую суровою зиму, легло в основу монументального цикла "Ленинград в дни войны...". Эти пронзительные листы, словно кадры кинохроники, с документальной точностью показывают как ленинградцы боролись за жизнь и радовались долгожданной Победе.