Симфонии Густава Малера прозвучали в Москве под управлением Валерия Гергиева
165-летию со дня рождения Густава Малера посвятил цикл концертов в Москве Валерий Гергиев. Кульминацией проекта стало исполнение Восьмой симфонии на Исторической сцене Большого театра. На вечере была Анастасия Егорова.
Анна Аглатова на репетиции. Ее партия в самом финале длится меньше минуты. Но в гигантской вселенной Восьмой симфонии Малера она чуть ли не самая важная – высшая точка. Партия Божьей Матери – кульминация двухчастного действа.
"Он не зря написал всего лишь несколько фраз Божьей Матери, он хотел, скорее всего, передать то, что немногословие – это не плохо, когда ты прощаешь – тебе необязательно говорить огромное количество слов, целую тираду, тебе достаточно сказать "я тебя люблю", – отметила солистка оперной труппы Большого театра Анна Аглатова.
Голос каждого из 8 солистов должен парить над двумя хорами и объединенным оркестром Большого и Мариинского театров под управлением Валерия Гергиева. "Симфонией тысячи участников" прозвали произведение после премьеры в 1910. Хотя сам Густав Малер это громкое рекламное название не любил. Восьмую симфонию он считал величайшим из созданного – вселенской одой творческому духу человека, где поют не только голоса, но и "кружащиеся планеты и солнца".
"Тут нету маленьких партий, нету солистов, здесь всё единое целое. И Малер почему и писал не солисты и тысячи, а тысячи, то есть каждый исполнитель в этой симфонии – он необходим", – объяснил солист оперной труппы Мариинского театра Сергей Скороходов.
В основе симфонии два текста – богослужебный католический гимн "Приди, дух животворящий", и финал "Фауста" Гёте. Их объединяет идея стремления к высшей гармонии, к "вечно женственному" началу, которое, по словам Малера, "влечет нас с мистической силой".
Игорь Цинман, скрипач: "В этой музыке огромное количество чего-то очень трогательного, детского и огромного".
"Это произведение Малера – очень оптимистичное в контрасте с остальными его произведениями, очень важно сейчас прославлять свет, любовь, радость", – поделилась солистка оперной труппы Большого театра Алина Черташ.
Густав Малер посвятил свою симфонию жене, но вложил в нее послание всему человечеству. Послание о том, что достичь идеала можно лишь в неустанном стремлении к нему.