В Москве прозвучала "Русская кантата" композитора Петра Дранги
8-го сентября – в день начала блокады Ленинграда – в Москве прозвучала "Русская кантата" композитора Петра Дранги. Сочинение создано на основе "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича, а также стихов Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер. Репортаж Лидии Алёшиной.
Памяти жертв блокады Ленинграда. Идея написать музыкальное повествование об одной из самых трагичных страниц Великой отечественной войны, у Петра Дранги появилась в Санкт-Петербурге во время экскурсии, где он увидел артефакты блокадного Ленинграда, объявления: меняю детские санки, отрез на юбку, золотые запонки, кухонный столик на крупу и хлеб.
"У меня сразу родилась идея, что это обязательно нужно положить на музыку, потому что просто, как объявление, как память об этом ужасе – они храниться не должны, это обязательно должно появиться в музыке и хор должен прочитать эти объявления, чтобы люди их услышали", – говорит композитор, музыкант-виртуоз Петр Дранга.
Стихи поэтов блокадного Ленинграда, рассказы тех, кто прожил в городе те страшные дни. Работая над кантатой композитор изучал документы. Либретто написал сам.
"Композиция "Сон", о чём авторы очень много писали. Сон – это была та самая пилюля, это самое, наверное, лучшее время препровождение блокадников, когда во сне можно было увидеть умерших родственников – они возвращались, можно было поесть, можно было согреться", – рассказывает композитор, музыкант-виртуоз Петр Дранга.
Композитор признается, когда репетировал с оркестром, были моменты, что он не мог говорить. Солистам, первым исполнителям "Русской кантаты" тоже сложно справляться с эмоциями.
"Там есть хорал, который поет хор а капелла, вы сегодня, возможно, увидите, все встанут: оркестр, хор, солисты. Все будут стоять и петь. И я каждую репетицию, когда мы это репетировали, у меня текли просто слезы от того, какой смысл заложен в это произведение", –делится мнением солистка Мария Баракова.
Симфонический оркестр и хор – голос жителей Блокадного Ленинграда. Скрипки передают звук метронома – пульса города. Скрип снега, свинцовая тишина.
"Он, скорее всего, такой старой школы композитор. Здесь внятная мелодия, очень трогательные мотивы, понятная форма, то есть он такой, не классик, потому что он молодой автор. Наверное, это можно назвать неоклассицизмом или что-то в этом роде", – отмечает солист Михаил Петренко.
В Русской кантате несколько частей – "Зима", "Вальс с замерзшим трамваем", "Исчезаю", а в финале – "Ласточка", как символ надежды.