В Санкт-Петербурге все готово к проведению Форума объединенных культур
Международный форум объединенных культур начинает работу в Санкт-Петербурге. Проект вновь объединит более двух тысяч участников из разных стран: деятелей искусства, ученых и предпринимателей. В программе – панельные обсуждения, а также выставки, концерты, фестиваль. Как город готовился к форуму – увидела Ксения Егорова.
Километры проводов и тонны металлоконструкций – Петербург готовится принимать гостей – более 60 стран-участниц и полсотни только официальных делегаций.
"Форум мировой, речь идет не о России. Россия – один из главных игроков на мировом поле, и культуры тоже, поэтому это возможность вместе обсудить, что представляет из себя идея многополярного мира в сфере культуры. Она представляет из себя возможность диалога суверенных культур", – заявил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Архитектурные доминанты Петербурга станут площадками этого года – Главный штаб Эрмитажа и Гатчина, Академическая капелла, Александринский театр. На его сцене в дни форума – пьесы современных драматургов стран БРИКС: России, Китая, Ирана, ЮАР и Бразилии.
"Тему для моей пьесы "Последняя капля" навеял мой собственный опыт проживания в Сан-Пауло. В пьесе герои, живущие в старинном доме, сталкиваются с протечкой на потолке. Это событие становится отправной точкой для размышлений о месте человека в большом городе, о его страхах и надеждах", – рассказал драматург Данте Пассарели (Бразилия).
Китайский молодежный театр как явление – режиссер Поднебесной Ли Цзяньцзюнь уже ставил "Мастера и Маргариту" у себя дома, а в Петербурге читает со студентами "Крокодила" – пьесу нобелевского лауреата из Китая Мо Яня.
"Китайские современные драматурги идут в ногу со временем, и наши пьесы можно условно поделить на два типа. Одни посвящены теме инноваций, технологий, искусственного интеллекта и места человека в этом динамичном мире. Другие – личной жизни человека в условиях беспрецедентного давления: это и стресс на работе, социальные ожидания, – и тому, как каждый из нас может с этим справиться", – пояснил режиссер Ли Цзяньцзюнь (Китай).
"Они должны думать, и мы должны думать, что художественного мы высекаем из того или иного общения? Какой художественный результат даст та или иная постановка китайского, например, режиссера? Чтобы не просто гастроли: мы приехали, они приехали, а что нового? Мы должны двинуться дальше!" – подчеркнул президент Александринского театра, народный артист России Валерий Фокин.
Не только глобальные изменения в геополитике, экономике, но опыт региональных культурных институций, в том числе и тех, что оказались в непростых жизненных обстоятельствах, будут обсуждать на Елагином острове. Весну 2022-го и разрушение Мариупольского дворца культуры "Чайка" Валентина старается не вспоминать, но сейчас ее "Чайка" и сам Мариуполь восстанавливаются, участвует в этом и город-побратим.
"Нам очень помогает Санкт-Петербург во всех сферах – в культурной также. Мы получаем максимальную помощь – это и костюмы, это помощь методическая, всевозможная!" – сказала директор Дворца культуры "Чайка" г. Мариуполя Валентина Мазур.
"Впервые к нам на фестиваль приезжают шесть директоров из всех Дворцов и Домов культуры Мариуполя. Мы для них проводим курсы повышения квалификации, для них это сейчас важно, они перестраиваются, у них начинается новая жизнь", – сообщила директор Дома народного творчества и досуга г. Санкт-Петербурга Ольга Богомазова.
Как традиции влияют на современный мир, покажут в Эрмитаже: там открывается большая выставка искусства Бахрейна. В Этнографическом музее гостям покажут редкие памятники русской старины.
"Одним из самых, наверное, важных факторов, отличающих современность, становится то, что в культурном наследии нуждаются, причем нуждается экономика, нуждаются технологии. Почему? Потому что культурное наследие формирует доверие", – подытожила директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Основная тема культурного форума этого года – "Возвращение к культуре – новые возможности". В России об этом возвращении хорошо знают, ведь историческая память дает уверенность в завтрашнем дне и гарантирует лучшее понимание самих себя в диалоге с миром.