Русский музей представляет творчество Архипа Куинджи
"Архип Куинджи. Иллюзия света" – выставка в Русском музее максимально полно представляет творчество выдающегося художника. Центром экспозиции стала "Лунная ночь на Днепре" – картина, так поразившая в свое время публику. Из Петербурга – репортаж Екатерины Фисенко.
Куинджи еще только готовится, написанный Репиным, смотрит в окно своей мастерской на Васильевском острове в окружении десятков этюдов в преддверии открытия выставки. Лик спокоен, спокойна и природа в его произведениях.
"Родившись в семье сапожника и рано оставшись сиротой, он пробил себе дорогу в жизни. Набирался, основываясь на своем таланте, знаний для того, чтобы найти свой собственный стиль. Кстати, он уже в ранних работах его находит, потому что одно из любимых петербуржцами произведений – Ладожское озеро" – одна из ранних работ, где он находит возможность так показать прозрачность воды, что виден каждый камень", – напомнила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Величайший сочинитель этюдов и монументальных полотен, Айвазовский не взял его в ученики, но Куинджи не хуже великого мариниста выхватывал глазами всё самое важное: бурлящую пену, игру туч в небе – и наносил всё это на полотно. Чаще уже в мастерской. Тут нет светильников, направленных прямо на полотна, тогда не было электричества. Архип Куинджи творил при свете дня, и именно имитация мягкого света за окном создается на выставке. Свет – это именно то, что Куинджи умел писать с фотографической точностью. "Грозовой Валаам", купленный у него Третьяковым, "Радуга над бескрайними лугами", последнее монументальное полотно – ночное. Спущенная линия горизонта и прозрачное небо.
"В свое время Илья Ефимович Репин в книге "Далекое близкое" отмечал, что существует прибор, который может измерить возможности человека, художника, различать тона. Куинджи был на первом месте. Обратите внимание, прозрачный, будто звенящий воздух уходит вот туда, в бесконечность", – рассказал ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков.
С формой он работал дотошно, переставляя, "пересаживая" стволы березовой рощи от этюда к этюду, добиваясь совершенного леса.
"Кажется, что он написал ее с натуры, но на выставке мы можем видеть этюды, эскизы, а их еще больше. Кропотливая долгая работа над композицией, над выверенной линией, силуэтом. И в результате рождается неповторимое полотно, где ничего ни убавить ни прибавить", – добавил Сергей Кривонденченков.
Он писал воздух, свет, но никто, как Куинджи, не мог писать темноту. После "Лунной ночи на Днепре" его обвиняли в сделке с дьяволом, скептики заглядывали за полотно, чтобы найти подсветку, но не находили. Художник дружил с Менделеевым и работал в его мастерской с красками. "Эффектом Куинджи" назвали это свечение.
"Он отвечал своим собственным, себе поставленным художественным задачам. А то, что, как говорят, он подмешивал пигмент в краску, скажем, серебряную и золотую пудру, ради Бога, замечательно, почему бы и нет. Если это передает вот такой эффект", – отметил зам. генерального директора по научной работе, зав. отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.
Куинджи первым в России организовал выставку только одной картины. И кареты, и толпы заполонили Большую Морскую, чтобы увидеть "Лунную ночь на Днепре". Там, на выставке, картину заметил великий князь Константин Романов. И купил ее, положив начало огромному собранию Куинджи в Русском музее. Это волшебство света и темноты в Русском музее для всех посетителей начнется завтра. Успеть на Куинджи можно будет до апреля следующего года.