11 сентября 2025, 08:59 11 сентября 2025, 09:59 11 сентября 2025, 10:59 11 сентября 2025, 11:59 11 сентября 2025, 12:59 11 сентября 2025, 13:59 11 сентября 2025, 14:59 11 сентября 2025, 15:59 11 сентября 2025, 16:59 11 сентября 2025, 17:59 11 сентября 2025, 18:59

"Стекло: живая/неживая материя" – экспозиция в музее-заповеднике "Архангельское"

  • Картинка
  • "Стекло: живая/неживая материя" – экспозиция в музее-заповеднике "Архангельское"
  • Картинка
    "Стекло: живая/неживая материя" – экспозиция в музее-заповеднике "Архангельское"
  • "Стекло: живая/неживая материя" – экспозиция в музее-заповеднике "Архангельское"
Выставка объединяет прошлое и настоящее искусства художественного стекла: от исторических мастерских князя Юсупова до ярких современных работ выпускников и мастеров Строгановской школы.

"Стекло: живая/неживая материя". Совместный проект музея-заповедника "Архангельское" и Строгановского университета посвящён истории художественного стеклоделия: от произведений мастеров князей Юсуповых до работ современных авторов. Экспозицию в Ботанических оранжереях осмотрела Милана Нисимова.

"Все начинается с идеи" – негласный девиз этой выставки. В 1810 годах князь Николай Юсупов-старший воплотил свою идею: собрал крестьянских детей с творческими способностями и организовал в поместье Архангельское хрустальный завод. Но местный песок имел примеси железа, поэтому стекло, хоть и первоклассное, получалось с зеленоватым оттенком. Тогда князь решил закупать гладьё.

"Гладьё – это готовая неограненная, ничем не украшенная посуда. Гладье закупали на знаменитом Гусевском заводе Мальцова, который мы сейчас знаем как Гусь-Хрустальный. И как раз пример их продукции перед нами в этой витрине. Видно, что это уже первоклассное бесцветное стекло, было сюда привезено в 1823 году, и мастера нашего завода занимались его гранением", – говорит куратор выставки Анастасия Москалева.

Свою идею примерно в то же время и с теми же целями реализовал граф Строганов: открыл школу "рисования в отношении к искусствам и ремеслам", куда принимал детей разночинцев и крепостных. Современная Строгановка продолжает традиции юсуповского завода. Студенты используют для своих работ то самое гладьё. А преподают им мастера из Гусь-Хрустального. Стеклянные изделия создают несколькими способами. Такое, гутное, – с помощью металлической трубки. На нее набирают расплавленный материал, и, пока он стекает, мастер крутит трубку, чтобы получить желаемую форму. А в стеклодувной технике изделие формируют из полой колбы.

"Гуты считается живое стекло, живая пластика, потому что оно стекает все время, все время нужно вращать трубку, иначе стекло может просто упасть, оно живое, как мед. Тоже самое и на горелке: оно живое, очень важно поймать эту пластику, все время вращательный момент. И художник по стеклу, который работает и с гутой, и с стеклодувной пластикой — это уникальные люди, их очень мало сейчас", – рассказывает заведующая кафедрой художественного стекла РГХПУ им. С.Г. Строганова Ольга Чистякова.

В названии выставки отражается уникальность стекла. Оно состоит из, казалось бы, неживых материалов, но в работе проявляет себя как живой организм. Всеми техниками изготовления стекла владел Юрий Сергеев – знаменитый заведующий кафедрой художественного стекла Строгановки. В экспозиции как его работы, так и работы студентов. Но это не первый случай, когда училище оказывается в стенах Архангельского. В этом здании на территории Архангельского в 1914 Юсуповы открыли филиал Строгановки. Он закрылся во время революции. И недолгое время о его существовании никто не знал. Информацию нашли в архивах при подготовке к выставке. Оттуда же узнали, что князья задумывали организовать здесь керамическую мастерскую. Изделиям из керамики планируют посвятить следующую выставку.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация