200 лет со дня основания Михайловского дворца в Петербурге
Исполняется 200 лет со дня основания Михайловского дворца в Санкт-Петербурге. Архитектурный шедевр Карла Росси, построенный для великого князя Михаила, сына Павла I, со временем стал главным зданием Русского музея. Об истории этого превращения – Ксения Егорова.
Изумрудный и золотой, уютный и просторный – шедевр садово-паркового и архитектурного искусства Михайловский дворец и сад – вот уже несколько веков любимое место для прогулок и поиска вдохновения. При Петре выращивали яблони и экзотические ананасы, при Елизавете – охотились, при Александре I – переделывали в английский парк по задумке архитектура Карла Ивановича Росси.
"Он был воспитан в театральной среде, строил дворец и выход в сад – была как сцена. Здесь с бермы звук летит очень далеко, можно на берме петь, а на тех скамейках на дальних слышно замечательно все", – рассказала заведующая сектором эксплуатации Михайловского сада Русского музея Ольга Емельяненко.
Строгий классицизм и торжественный ампир – Росси создавал дворец с поистине театральным размахом, но учитывая все утилитарные нужды. Там, где когда-то переливались шелком наряды жены великого князя Михаила Павловича, реставрационные мастерские Русского музея. И в этих исторических стенах каждый день совершаются небольшие открытия.
"Это очень интересная ситуация, когда в процессе реставрации вдруг обнаружилось, что под верхним слоем живописи художника Скалонне находится живопись XIX века, скорее всего она европейская", – прокомментировала заведующая сектором реставрационных научно-исследовательских проектов Русского музея Татьяна Павлова.
Прежде чем превратить дворец в главное хранилище русского искусства, его надо было переделать.
"Если сравнить например ту пору, когда строил Росси, то там были фантастические суммы выделены на интерьеры дворца из 7 миллионов было потрачено только 4 миллиона только на внутреннее устройство и интерьеры дворцового помещения", – поделилась заведующая отделом рукописей Русского музея Нина Шабалина.
Смета на переделку и создание Русского музея архитектором Свиньиным была намного скромнее – залы приобрели строгий вид, но кое что от той дворцовой жизни осталось.
"Какие-то вещи, говорившие о роскошестве этого дворца всё ещё здесь – в одном из залов на втором этаже в парадной аллее сохранился превосходный, итальянской работы камин мозаичный", – заметил заместитель генерального директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский.
Сегодня здесь любуются на шедевры Васнецова и Репина, Куинджи и Семирадского, во время открытия музея в 1898 отечественное искусство завораживало не меньше. Одна из старейших книг, хранящихся в библиотеке Михайловского – детище Иосифа Кнебеля из серии об отечественных музеях. Первое издание – посвящение Русскому.
"Изображения того, что есть в музее печаталось в Берлине, иллюстрации в тексте печатались в Вене, а вся книга вместе с текстом была напечатана в Лейпциге в знаменитом издательстве Брокгауза", – пояснила старший научный сотрудник Русского музея Светлана Ивлева.
Библиотека сегодня располагается там же, где и была задумана в конце 19 столетия, скрыта от посетителей, но не от сотрудников Русского музея. Так же как и домовая церковь – именно здесь и происходило освящение Михайловского дворца ровно 200 лет назад.