Реставрация дворца "Монплезир" продолжается в Петергофе
Реставрация дворца "Монплезир" – архитектурного шедевра петровского барокко – продолжается в музее-заповеднике Петергоф. Специалисты восстанавливают лаковые живописные панно, лепной декор и дубовую облицовку стен. За работами наблюдала Екатерина Грициенко.
"Монплезир", возведенный на берегу Финского залива, служил для отдыха и увеселений. Маленький дворец называли "Голландским домиком". Таким он и был задуман Петром. Кстати название "Монплезир" то есть "Моё удовольствие" этому творению дал сам император.
"Сейчас мы с вами находимся в восточной галерее дворца "Монплезир". Слева вы видите южная сторона, она поэтому так освещена. Справа у нас северная сторона – выход на залив. Соответственно все холодные питерские ветры с залива сюда и приходят", – рассказывает директор реставрационной компании Михаил Ботаковский.
"Монплезир" – это летний дворец. Стены выложены в один кирпич. Зато какой – голландский. Необычные состав и форма. Повторить такой сложно, но благо – есть исходный материал. А вот муарная обивка стен в спальне утрачена полностью – ее будут воссоздавать. Свое почетное место займет там и камин. Тематику этой комнаты выдают рисунки изразцов – здесь был морской кабинет. Вот осколки еще петровских времен – плитку, конечно, привезли из Голландии. Заморскими были пигмент и краски – киноварь, берлинская лазурь. Реставрация дает уникальную возможность подняться на леса и разглядеть каждый завиток барочного декора. На стенах – четыре стихии – Вулкан, Нептун, Юнона и Церера. Повсюду порхают птицы. Это те, что жили в парке, в том числе, в вольерах. Да и растения написаны почти что с натуры. Интересен способ, которым художник изображал цветы. Он сначала рисовал красные шары, а уже сверху выводил бутоны. Вот, под лепестками видны яркие пятна. Драпировка на кариатидах – дело обычное. Правда здесь ее как бы поддерживает имитация ламбрекена. А вот подвесные кисти – редкое явление.
"Я очень много работала во дворцах разных, у нас в основном интерьерные реставрации проходят. Это я вижу в первый раз", – говорит реставратор Людмила Огородова.
Среди западноевропейской живописи притаился уголок Востока. Это кабинет в модном тогда стиле шинуазри – то есть китайщина. По заказу Петра лаковых дел подмастерья создали панно дивной красоты, чтобы разметить между ними золоченые полочки.
"С выставленной коллекцией фарфора китайского и японского. То есть на фотографиях, здесь, до реставрации, как раз видно, что из себя представлял лаковый кабинет", – отмечает реставратор Ирина Исаева.
Во время Великой Отечественной войны большинство панелей были утрачены. Но в 1957 году палехские мастера воссоздали шедевры. Теперь восстанавливать будут именно эту тонкую работу. "Монплезир", как был, так и остался летним, потому реставрация идет сезонно – с апреля по ноябрь.