"Сокровища Русского Севера" – выставка в Музее имени Андрея Рублева
Редкие иконы, изделия ювелиров, а также резчиков по дереву и камню – "Сокровища Русского Севера" показывают на выставке в Музее имени Андрея Рублева. Экспонаты для нее привезли из Архангельского краеведческого музея. Репортаж Евгения Кракова.
Сокровища Русского Севера – это три десятка редчайших произведений декоративно-прикладного искусства XIII-XVIII веков – впервые в Москве. География артефактов обширна – здесь Архангельск, Поморье, Великий Устюг, Великий Новгород, Псков. Предметы из храмов и монастырей созданы лучшими мастерами своих эпох, из самых изысканных материалов – кресты золочёные, старинные книги обшиты бархатом, и даже икона троицы вырезана из чистого перламутра.
"Хотелось бы чтобы посетитель вдохновлялся этими выдающимися произведениями искусства, выходил отсюда просветлённый, воодушевлённый, под сильным впечатлением от духовных и художественных образов, представленных в этом проекте", – отмечает директор центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Михаил Миндлин.
Самый старинный предмет выставки – новгородская серебряная ставротека XIII столетия. Согласно официальной версии, деревянный крест внутри вырезан из подлинного животворящего креста. А это страусиное яйцо – пасхальное. Своеобразный посольский дар к празднику одного из греческих монастырей. Как и кем в XVII веке яйцо страуса было привезено в Европу – неясно. Экспонаты начали собирать в Архангельском краеведческом музее в XIX веке, а в XX большевики, несмотря на все конфискации церковного имущества, приложили много усилий к сохранению реликвий. Старинные ценности принадлежат народу, – провозгласили они, а потому их всеми силами нужно беречь.
"Была договорённость – считать все уникальные памятники старше середины XVIII века не подлежащими изъятию. Их сохраняли и отправляли в музей. Я считаю, что лучшие памятники были сохранены. И этому свидетельство – эта выставка", – подчеркивает куратор выставки, главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Валерий Игошев.
Большое внимание на выставке уделено книгам, особенно престольным Евангелиям. Многие из них дошли до музеев в изменённом виде – в середине XVII века, в ходе реформ патриарха Никона, оклад оставляли, а текст заменяли. Такие легко отличить – новый шрифт и материал – другие габариты. Здесь видна разница в размере книги – оклад меньше, чем переплёт. И это лишь один из многих примеров того, как создание выставки помогает выявить историю старинных предметов. Здесь за каждым экспонатом стоит своё исследование.