16 сентября 2025, 19:47 16 сентября 2025, 20:47 16 сентября 2025, 21:47 16 сентября 2025, 22:47 16 сентября 2025, 23:47 17 сентября 2025, 00:47 17 сентября 2025, 01:47 17 сентября 2025, 02:47 17 сентября 2025, 03:47 17 сентября 2025, 04:47 17 сентября 2025, 05:47

Врубель и майолика: туристы приезжают увидеть памятники архитектуры в Ельце

  • Врубель и майолика: туристы приезжают увидеть памятники архитектуры в Ельце
Фасады Великокняжеской церкви и Дома призрения украшены редкой керамикой

Путешественники со всей страны всё чаще приезжают в Елец за вдохновением. Так, например, любуются редкой керамикой, которой украшены фасады Великокняжеской церкви и Дома призрения. К элементам декора приложил руку художник Михаил Врубель.

Лариса Дорохина, заведующая «Музеем народных ремёсел и промыслов» г. Елец:

— Здание украшено майоликовой плиткой, которая была изготовлена в Абрамцевской мастерской.

В осеннее время переливы редкой керамики особенно привлекают взгляд. В начале 20-ого века здесь, в самом сердце Ельца, были «Ясли для работниц табачной фабрики». Купец 1-ой гильдии Александр Заусайлов стал устроителем не только этого здания, но и «Великокняжеской церкви».

Артемий Адодин, иерей, старший священник Великокняжеского храма г. Елец:

— В 1909-ом году состоялась закладка камня на строительство. А уже в 1911-ом он был освящен.

И практически сразу рядом возведен Дом призрения — в честь трехсотлетия царствования дома Романовых. Сегодня это памятник архитектуры федерального значения. Все три здания относятся к архитектуре модерна и богато украшены радужной плиткой — майоликой. Изделия из обожжённой глины с пористым «черепком» и покрытые непрозрачной глазурью — изготовлены на гончарном заводе в Абрамцево по заказу Заусайлова. В «Абрамцевском кружке» трудились такие художники, как Виктор Васнецов, Константин Коровин. Наибольший вклад в оформление плитки внес Михаил Врубель. Художник творил в одно время с архитектором Гауди и первым стал использовать ту же технологию, что и испанец.

Для создания такой плитки художник Михаил Врубель и керамист-технолог Пётр Ваулин использовали забытую технологию восстановительного обжига. Именно она придаёт керамике металлический отблеск и перламутровое сияние.

Неяркую и переливающуюся поверхность плитки многие считали браком. Однако такая особенность делает абрамцевскую майолику узнаваемой.

Так, фасад «Дома призрения» перекликается с монументальными панно гостиницы «Метрополь» в центре Москвы. Оба здания — яркие примеры использования абрамцевской майолики.

Анна Ованесова, член «Союза фотохудожников России», кинооператор:

— Автор использует не стандартную плитку, а разные резные элементы, что очень похоже на мозаику. Мы видим здесь любовь Врубеля к орнаменту, к использованию интересных композиций. Интересно колористическое, цветовое решение майолики, её сочетание с архитектурой здания, потому что потрясающие при разном освещении переливы и композиции, какие-то новые совершенно формы, оттенки.

В 20-ом веке майолика стала новаторством и прорывом во внешнем убранстве зданий. Теперь, чтобы посмотреть на памятники архитектуры с редким убранством, в Елец, как и в столицу, съезжаются гости со всей страны.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация