"Дафна" Штрауса прозвучала на Фестивале Российского национального оркестра
На Фестивале Российского национального оркестра, который отмечает 35-летие, прозвучала "Дафна" Рихарда Штрауса в концертном исполнении. В основе "буколической трагедии в одном действии" – такой подзаголовок дал опере автор – античный миф о Дафне и Аполлоне. На концерте в Зале Чайковского была Дженнэт Арльт.
Практически все участники этого вечера с "Дафной" Рихарда Штрауса познакомились впервые. По популярности она не может соперничать ни с "Саломеей", ни с "Электрой". "Дафна" – оперный раритет, редко присутствует на мировой театральной сцене.
"Это, наверное, одна из самых редко исполняемых опер Рихарда Штрауса. И я тоже буду первый раз это исполнять. Немного волнуюсь, но надеюсь, мы донесём до публики то, что хотел Штраус сказать в этой опере", – делится мнением солист оперной труппы Мариинского театра Сергей Скороходов.
Для оперы собрали интернациональный состав. Заглавную партию исполняет солистка Венской государственной оперы Регина Ханглер. Она единственная, кто не раз держал в руках эту партитуру. Певица блистала в этой партии в Вене, Берлине и Нью-Йорке. Её основной репертуар – оперы Вагнера и Штрауса.
"Эта партия сложна тем, что надо брать высокие ноты, надо петь лирические фрагменты, а в финале партитура написана как для драматического сопрано. "Дафна" объединяет три вида сопрано в одном", – рассказывает оперная певица (Австрия) Регина Ханглер.
Прекрасная Дафна, поклоняющаяся только природе, отвергает ухаживания Аполлона и пастуха Левкиппа. Соперничество Бога и смертного приводит к трагедии: Аполлон убивает Левкиппа, а сама Дафна превращается в вечно живое лавровое дерево. Особенность оперы – противостояние двух теноров. Этим вечером – это Сергей Скороходов и певец из Словении – Мартин Сушник.
"Когда я впервые взял в руки партитуру, я подумал: О боже, какая сложная музыка! Но постепенно я начал открывать её красоту. Она в самом деле невероятная", – говорит оперный певец (Словения) Мартин Сушник.
Штраус написал "Дафну" в 1938 году в нацистской Германии. На первый взгляд, это гимн природе и её неувядающей красоте. А обращение композитора к античности можно расценить как форму ухода от мрачной реальности. Но греческий миф как универсальный код резонирует с окружающей действительностью. Прекрасный Бог искусств Аполлон, одурманенный страстью, вторгается в земной мир и становится источником насилия и смерти.
"Музыка очень роскошная, многодетальная. И здесь это в очень большой мере проявляется. Исключительно много просто работы, нот. Всё бурлит, всё кипит, всё поёт", – комментирует худрук и главный дирижёр Российского национального оркестра, народный артист России Александр Рудин.
Открывать новые или возвращать к жизни незаслуженно забытые партитуры. Одна из миссий Большого фестиваля Российского национального оркестра.