В Москве открылась выставка архитектора Якова Чернихова
"Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда" – выставка в Еврейском музее и центре толерантности, по утверждению организаторов, – самый полный рассказ о творчестве выдающегося архитектора Якова Чернихова. Его идеи, опередившие время, находят воплощение в современной урбанистике, графическом дизайне, цифровых технологиях. Репортаж Миланы Нисимовой.
Выставка – исследование, попытка понять человека, который оказал огромное влияние на современную урбанистику, графический дизайн и цифровые технологии. Эти работы, на первый взгляд, план города с дорогами и зданиями, но искусствоведы по прежнему открывают новые смыслы.
"Это сооружение или этот лист, в целом, напоминает какой-то объект летательный, что-то, что связано с космосом. И в этом формотворчестве Чернихова, таком, абсолютно, не имеющем аналогий, как раз проявляется то, насколько он смотрел вперед, насколько он мог предвидеть даже те объекты и предметы, о которых ещё речи не было", – отмечает главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Гадас.
Залы экспозиции – это не последовательный рассказ о биографии архитектора, а реконструкция его фантазийного мира.
"Это человек, который вызывал разную реакцию у своих современников: от настоящей травли коллег по цеху, объединения архитекторов, даже существовал такой термин как "черниховщина", осуждали его прежде всего за его фантазийность", – говорит исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская.
Яков Чернихов осознавал: его идеи опережают время. Он стремился вырастить себе смену и активно занимался педагогической деятельностью: написал несколько учебников – с ними можно ознакомиться на выставке – и разработал свою систему обучения. Вёл занятия и сам работал при приглушенном свете – темнота стирает границы и дарит фантазии свободу. Это копия кабинета архитектора. Таким он был в доме № 8 на набережной канала Грибоедова в Ленинграде. Мебель и вид из окна воссоздавали по сохранившимся фотографиям. Антураж максимально приближен к реальности, а включенная лампа и небрежно развернутый стул создают ощущение, будто архитектор отошел на минуту вот, вот вернется к работе. На столе два женских портрета. Слева – первая жена Чернихова Елена Осиповна, а справа – их дочь Вера. Сын Веры, Андрей Чернихов, тоже архитектор, стал, кажется, главным учеником своего деда. Хотя его практически не застал.
"Он создает заповеди графики, первая из которых гласит, что всегда и везде заменяй слово графикой. Графика становится международным языком, и ты должен её знать и владеть. То есть он понимает прекрасно, что культура трансформируется в XX веке, и визуальный язык, визуальные коммуникации будут занимать, если не ведущее место, то уж точно равноправное с обычным языком. Что и происходит в последние десятилетия", – рассказывает основатель Международного фонда Якова Чернихова, профессор Международной академии архитектуры Андрей Чернихов.
Яков Чернихов оказался визионером и предсказателем. Реализация того, что он придумал за свою жизнь, растянулась на многие десятилетия и коснулась не только архитектуры, но и дизайна, видеоигр и киноиндустрии.