"Душа агальматолита" – выставка в Музее декоративного искусства
"Душа агальматолита". Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку, посвященную мастерству камнерезов. Работы из фондов музея отражают историю особого явления в российском искусстве – тувинской скульптуры малых форм. Экспозицию осмотрела Ольга Енина.
Необработанный агальматолит – это основной материал тувинских мастеров. По-тувински "чонар-даш", то есть "камень, который можно резать". Он не крошится и в умелых руках превращается в произведение искусства.
"В некотором роде даже обожествление камня, через которое чувствуется душа и история народа. Это уникальная история", – отметила директор Всероссийского музея декоративного искусства Татьяна Рыбкина.
Чем меньше фигурка, тем она старше. Современные мастера, вооружившись новыми инструментами, предпочитают более широкий масштаб. Реже стали использовать и бытовые сюжеты. Возраст произведения можно понять по палитре оттенков.
"Песчаный цвет и желто-красно-коричневые – сегодня такие камни очень редко попадаются. В последнее время камни больше попадаются серые и чисто белые", – рассказал руководитель Союза художников Республики Тыва Аяс Кагай-оол.
На выставке более 200 работ, повествующих об образе жизни тувинцев: охоте, оленеводстве, скотоводстве и даже национальной борьбе. "Хуреш" – древнее боевое искусство, зрелищные состязания – неотъемлемая часть народного праздника Наадым. Ежегодно в середине августа чествуют животноводов. Увидеть на выставке можно и работы, созданные к Олимпиаде 80-го.
"На выставке вы можете увидеть работы первой женщины-камнереза. Она изображает основной символ – узел счастья, который можно увидеть в Тыве в разных местах – от одежды до скульптур", – сообщила куратор выставки Ирина Муратова.
"Душа агальматолита" здесь раскрывается не только в самом камне. Представлены архивные материалы и фотографии Научно-исследовательского института художественной промышленности из фондов музея, чтобы подробнее рассказать о регионе.
"Это географический центр Азии, там издавна живут кочевники. Там в одном месте пустыни, а в другом – ледяные пустыни, и северный олень там соседствует со среднеазиатский верблюдом. И это всё в одном регионе. Это всё очень интересные культуры, которые смешиваются", – пояснил заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства Андрей Шаповалов.
Почти ювелирная работа с необычными для шахмат образами, где вместо королевы мифическое существо. Эти шахматы – одна из самых ранних работ из представленных на выставке. Датированы тридцатыми годами прошлого века. Игра фигурирует и в героическом эпосе, и в сказаниях тувинцев, где герои своими искусными партиями укрепляют веру в победу добра.