В Волгограде со дна реки подняли два судна времен Сталинградской битвы
На Волге волна, и ветер обжигает лица. К важнейшей и сложной операции готовятся десятки людей – экипажи кораблей, подъемная и швартовочная команды, поисковики. В жизни нечасто удается так близко соприкоснуться с историей. Первый понтон времен Великой Отечественной войны уже извлекли с шестиметровой глубины, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ". Операцию предстоит повторить, своей очереди на дне ждет еще одно судно-близнец.
Вот он, поистине исторический момент: самоходный понтон отрывается от поверхности Волги. Немой свидетель сталинградского сражения пролежал на дне реки 83 года.
Без резких движений, подъем и так осложняют порывы ветра, многотонную находку направляют к сухогрузу. Размещают понтоны определенным образом, чтобы равномерно были загружены борта, нос и корма. Рашид Хансвяров координирует действия плавучего крана с палубы.
Опустить железную махину нужно максимально нежно. В трюмах могут оставаться взрывоопасные находки. В Сталинграде такие суда обеспечивали снабжение сражающихся советских частей. В том числе перевозили оружие и боеприпасы тоннами. И вот только теперь удается с облегчением выдохнуть.
"Мы очень долго мечтали об этом. Все прошло легко в конце, но была тяжелая, большая работа, очень сложно. То мы размоем, у нас замоет песком течение, то еще что-то, еще что-то. Мало воды, не может кран зайти. А потом раз-раз-раз все срослось. Хочу отметить профессионализм капитанов флота, потому что все сделано без единого вопроса", – подчеркнул координатор подъемных работ Рашид Хансвяров.
Водолазы обнаружили артефакты еще несколько лет назад. Из-за сильного течения суда занесло илом. Лишь по отдельным фрагментам экспертам удалось определить тип находок. Ими оказались самоходные понтоны понтонного парка "СП-19". В период Сталинградской битвы множество таких катеров образовывало переправу для доставки грузов.
"Они были пришвартованы друг к другу. Так называемая, спарка бортами, скорее всего, для размещения большего объема груза они использовались в таком виде, возможно, у них нерабочие двигатели были, сейчас трудно сказать", – отметил прокурор Волгоградской области, руководитель поискового отряда имени прокурора Сталинградской области С. В. Бекедова Денис Костенко.
Зато известно, какую роль во время сталинградского сражения сыграли героические экипажи понтонов. Десятки таких сооружений соединяли, образуя мосты для переброски войск, техники, провианта. Летом 1942 года на Дону благодаря действиям речников удалось задержать рвущихся к городу гитлеровцев. После отступления понтоны перебросили на Волгу, где они оказались в решающий момент.
"Могу сказать, что переправа легендарной 13-й Гвардейской дивизии осуществлялась при участии самоходных понтонов. Потому что переправить за две ночи 10 тысяч человек – это, конечно, была мощнейшая операция. Канонерские лодки, да и обычные гражданские пароходы или баржи, на которых устанавливали пушки, имели малую, как правило, вместимость", – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника "Сталинградская битва" Светлана Аргасцева.
И все это под непрерывным огнем авиации и артиллерии противника. Потери были огромными. Удивляет обстановка отсеков – спустя восемь десятилетий подводного заточения она хорошо сохранилась.
Специалисты отмечают высокую сохранность деталей судна. Например, в рулевой рубке сохранился и штурвал, и случайное переговорное устройство, а также рычаг, с помощью которого матросы давали команду "полный вперед".
Даже при беглом осмотре поисковики обнаруживают множество сохранившихся вещей. Обувь, посуда, личные вещи, судовой инвентарь. И останки бойцов.
Задача №1 для поисковиков – перезахоронить останки защитников города, увековечить их память. Впереди кропотливая работа, к ней подключат историков, экспертов. Поднятые артефакты планируется отреставрировать и передать на хранение в музеи. Интерес исторического сообщества вызывают и сами понтоны. Редчайшие суда могут стать уникальными экспонатами.
"Связывались даже с производителями этих катеров – теперь это называется Окская судоверфь, они подтвердили, что ни у них в запасниках, музеях, нигде. Им неизвестны места, где бы хранились эти катера, стояли бы на постаменте или служили бы до сих пор в качестве катеров", – сказал прокурор Волгоградской области, руководитель поискового отряда имени прокурора Сталинградской области С. В. Бекедова Денис Костенко.
У волгоградских поисковиков и реставраторов уже есть опыт по восстановлению судов времен Великой Отечественной войны. Бронекатер БК-31 стал одним из главных объектов обновленной Центральной набережной города-героя. Сняв кадры, на которых железные участники войны вновь увидели солнечный свет, мы тут же для себя решили: еще не раз вернемся к судьбе этих находок. И их тайнам, которые в свою очередь помогут пролить свет на другие малоизвестные страницы военной истории.