"Известия": миллиардера Штенгелова обвинили в выведении 21 млрд рублей из России
С соответствующими документами ознакомилась газета "Известия".
23 сентября Тверской райсуд Москвы рассмотрит иск о признании миллиардера Дениса Штенгелова и его отца экстремистами и изъятии имущества холдинга в доход государства.
Схемы вывода денег из России могли включать выплаты дивидендов нерезиденту, использование зарубежных дочерних компаний, займов и сложные перекрестные структуры владения акций, поясняют авторы статьи. Общая сумма, которую Генпрокуратура называет незаконно выведенной, составляет 21 млрд рублей.
"Когда речь идет о "незаконном выводе средств", формулировка это предельно широкая. На практике под ней могут скрываться самые разные конструкции. Наиболее распространенные — использование зарубежных дочерних компаний: средства выводятся под видом оплаты консультационных или маркетинговых услуг, лицензий, роялти и других договоров", — объяснила советник АБ "Соколов, Трусов и партнеры" Мария Бакакина.
Основные активы Штенгелова находятся в России, Украине и за рубежом. На Украине под контролем холдинга работает компания "Юниснек продакшн" в Днепропетровской области. В 2022 году Штенгелова включили в санкционный список Украины на 10 лет, а суд наложил арест на производственные и складские объекты компании.
В материале сказано, что заграничные активы семьи расположены в Голландии (агрохолдинг HAK), США (Liberty Orchards в штате Вашингтон), Хорватии (фабрика "Звечево") и Австралии (элитный спортивно-отельный комплекс KDV-SPORT на Золотом побережье, мини-остров с особняком). Авторы публикации отмечают, что с помощью дивидендов, субординированных кредитов и сложной структуры владения акций возможно легализовать перевод капитала за границу.
Независимый экономист Андрей Бархота пояснил, что первый вариант — субординированные кредиты внутри всей схемы: одно юридическое лицо выдает заем другому, а прибыль в виде дивидендов стекается в одну точку, откуда бенефициары ее забирают. Второй — сложная перекрестная структура владения акциями разных компаний.
По версии Генпрокуратуры, именно через подобные механизмы средства Штенгелова могли использоваться для зарубежных инвестиций и приобретения элитной недвижимости. Например, только в 2023 году бизнес-структуры холдинга выплатили миллиардеру и связанным с ним лицам около 10,7 млрд рублей дивидендов.
В случае положительного решения суда в доход государства может перейти имущество холдинга стоимостью 497 млрд рублей, при ежегодном доходе 756 млрд рублей и валовой прибыли 139 млрд. Решение суда станет важным прецедентом в деле противодействия незаконному выводу капиталов и возможной угрозе национальной безопасности.
Ранее официальный представитель СК РФ Светлана Петренко и Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ сообщили, что ФСБ и Следственный комитет России пресекли деятельность организованной преступной группы, причастной к выводу из страны более 2,5 млрд рублей и финансированию украинских вооруженных сил.