Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку" продолжается в Москве
X Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку" продолжился гастролями Самарского театра оперы и балета. На Новой сцене Большого театра коллектив представил балеты "Роман Бутона розы" Риккардо Дриго и "Времена года" Александра Глазунова. Анастасия Сапегина делится впечатлениями.
Четыре хореографа отправляют зрителей в путешествие по "Временам года" от Петипа до Баланчина. Первая часть раскрывается в классическом танце: пуанты подчеркивают строгость "Зимы". Холод сменяется теплым ветерком – "Весна" открывает эпоху Михаила Фокина и конструктивизма 1920 годов. Царица "Лета" – Колос, фавны и сатиры демонстрируют неоклассическую версию балета. Цикл завершается свободной осенней "вакханалией" современной пластики.
"Я поставил задачу очень сложную для них – это сохранение либретто Петипа, буквально всех выходов, которые прописаны в партитуре почтенным маэстро Мариусом Петипа для Александра Глазунова, как он делал и с Петром Ильичом Чайковским", – говорит худрук балета Самарского театра оперы и балета им. Шостаковича, заслуженный артист России Юрий Бурлака.
Хореографические эпохи подчеркивают и музыкальные краски. "Зима" звучит холодными тембрами кларнета и гобоя, "Весна" – переливами арфы, "Лето" – размахом струнных, вальсом и баркаролой.
"Если бы мы не знали о том, что это "Времена года", а просто слушали это как симфоническую сюиту, я думаю, все бы сказали, какая глубина, какая мощь, какие краски", – делится мнением художественный руководитель и главный дирижёр Самарского театра оперы и балета им. Шостаковича Евгений Хохлов.
Краски оживают и в сценическом пространстве. За черным задником в золотой раме появляются картины: арктический лед, цветущая сирень, сад с качелями. Оранжевые полотнища создают ощущение жатвы и увядания. Если "Времена года" – это размышление о вечном круговороте природы, то "Роман Бутона розы" – история о красоте и хрупкости. Балет, задуманный Петипа и Всеволожским более века назад, оживает в редакции Натальи Воскресенской. Хореография выдержана в духе классической школы: здесь и антраша на пальцах у Настурции, сольные вариации, которые сменяются квартетом мотыльков и фиалок, вальсом и галопом кордебалета.
"Судьба мне подарила мне сделать этот балет, я мечтала о нем больше 10 лет, сначала не было музыки – я музыку нашла. Эта музыка замечательная, она так вдохновила не только меня, но и всю труппу", – рассказывает балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка России Наталья Воскресенская.
Яркие костюмы и декорации по эскизам Всеволожского создают иллюзию цветочного царства, где разворачивается история юной розы и ее возлюбленного – мотылька Сфинкса.
"Сама история она очень интересная, она сказочная, необычная, и в какую-то секунду мне даже действительно показалось, что я правда цветок розы на сцене", – комментирует ведущая солистка Самарского театра оперы и балета им. Шостаковича, заслуженная артистка России Ксения Овчинникова.
Два балета, рожденные более века назад, обретают новое звучание – доказывая: классика не стареет, она лишь ждет своего часа, чтобы вновь ожить и расцвести.