Выставка китайской керамики цзыша открылась в Музее Востока
"Магия пурпурной глины": выставка китайской керамики цзыша открылась в Государственном музее Востока. Этот проект продолжает программу перекрестных годов культуры России и Китая. В экспозиции представлены исинские чайники – один из главных символов чайной церемонии в Поднебесной. Ольга Енина – подробнее.
Благие пожелания читаются в каждом рисунке. Вот рыба, превращающаяся в дракона – здесь он воплощение высшей справедливости, красоты, роста. Семена на другом экземпляре – символы плодородия, счастливой семейной жизни, богатства. По китайской легенде первый исинский чайник был создан в XVI веке и сразу стал предметом не только бытовым, но и художественного высказывания мастера. О чем свидетельствует и его ценность. В эпоху династии Цин, что правила с XVII века, за некоторые такие чайники платили столько золота, сколько она сами весили. У Петра I во дворце Монплезир стояло 11 таких чайников. Некоторые – геометрических форм, на выставку их привезли из Петергофа. Формы природные – персика или вот луковицы нарцисса – можно увидеть в коллекции семьи официального представителя МИД России Марии Захаровой. Здесь разнообразие и смыслов, и размеров.
"Первые чайники были достаточно крупными, и мы можем это увидеть по петегрофским образцам конца XVII века, но со временем культура чая в Китае меняется. И чай превращается из гастрономического напитка во всё более в церемониальный, ритуальный. Сама партитура чаепития предполагает, что мастер берет чайник в руку, он как бы обнимает его рукой. Обратите внимание, что большинство маленьких чайников, как раз в вашу ладонь, в вашу жменю, и умещаются", – рассказала куратор выставки Анна Егорова.
Уникальность чайников – в особой технологии обработки и обжига глины цзыша. Получается эффект двойной пористости, который позволяет изделию словно впитывать аромат чая, оттенять напиток, делая его более изысканным. Любовь к материалу здесь читается в декорировании. Мастера показывают красоту самой глины и ее цветового разнообразия.
"Хуануньшаньский холм, который находится в городе Диншучжень – это пригород Исина. Там несколько шахт, около шести, сейчас часть из них уже закрыта, некоторые еще работают, глубиной до 90 метров. Глина распределяется тонкими пластами, которые могут идти на километры, и она разного цвета. Это всё сделано без гипса, без форм, вручную, включая мои работы, в этом и сложность ", – рассказал мастер цзыша, президент Федерации ушу России Глеб Музруков.
От XVII века до XXI. Здесь работы 35 современных авторов из Исина, которые, сохраняя традиции, экспериментируют с формой, от внеземных судов до чемоданов.
"Казалось бы, разница в триста лет. Но это наша многовековая культурная традиция, и она сохраняется полностью. Сегодня мы стараемся использовать те же материалы, те же методы и подходы, работать теми же инструментами", – сообщил президент Ассоциации керамической промышленности Исина Ши Цзюньтан.
Всего на выставке около 150 предметов декоративно-прикладного искусства Китая, раскрывающих "магию пурпурной глины: исинской керамики цзыша", демонстрируя не только красоту в деталях, но и то, сколько глубинных смыслов и культурной памяти может храниться в, казалось бы, обычном утилитарном предмете.