28 сентября 2025, 19:20 28 сентября 2025, 20:20 28 сентября 2025, 21:20 28 сентября 2025, 22:20 28 сентября 2025, 23:20 29 сентября 2025, 00:20 29 сентября 2025, 01:20 29 сентября 2025, 02:20 29 сентября 2025, 03:20 29 сентября 2025, 04:20 29 сентября 2025, 05:20
  • Дмитрий Киселёв

Россия готова еще год соблюдать ограничения по ДСНВ

  • Картинка
  • Россия готова еще год соблюдать ограничения по ДСНВ
  • Картинка
    Россия готова еще год соблюдать ограничения по ДСНВ
  • Россия готова еще год соблюдать ограничения по ДСНВ
Важная мирная инициатива со стороны президента России, которая последовательно продвигает идею всеобъемлющего урегулирования отношений с Америкой на принципах равной и неделимой безопасности.

Собрав Совет безопасности на этой неделе в понедельник, 22 сентября, Владимир Путин начал с темы стратегической стабильности, которая, как известно, базируется на ядерном балансе, что обеспечивают в глобальном масштабе две страны – Россия и США. Да, мировой ядерный клуб шире. Есть еще Китай, чей ядерный арсенал растет довольно быстро – примерно на 100 боеголовок в год, есть Франция и Британия, что усиливают суммарный потенциал НАТО, но все равно – именно равновесие между Россией и США из-за запредельной мощи их арсеналов является залогом жизни на планете.

Мы говорим именно о запредельной мощи потому, что наших арсеналов хватит, чтобы, образно говоря, уничтожить друг друга по нескольку раз. В отличие от США, где превентивный обезоруживающий удар заложен в доктрины, Россия всегда говорит об ответе.

Именно это и подтвердил Путин на заседании Совбеза еще раз.

Владимир Путин: "Подчеркну, и в этом ни у кого не должно быть сомнения: Россия в состоянии ответить на любые существующие и вновь возникающие угрозы, ответить не на словах, а путем применения военно-технических мер".

При этом Путин отметил, что стратегическая стабильность продолжает "деградировать", основы для ведения диалога – "расшатаны", а система соглашений с США по контролю над ракетно-ядерными вооружениями – "демонтирована". И не по нашей инициативе. Фактически единственное, что осталось в этой сфере между нами – это российско-американский Договор о стратегических наступательных вооружениях, ДСНВ, или как его еще раньше называли – СНВ-3. Однако и его срок действия уже истекает. Срок действия ДСНВ – до 5 февраля будущего года включительно. То есть, жить ему осталось менее полугода.

А о чем, собственно, договор? Это сложнейший документ, но если совсем упростить, то стратегических ракет у России и США должно быть не более 700, боезарядов – не более 1550, а пусковых установок – до 800. Таковы пропорции. Понятно, что там еще идет взаимозачет по баллистическим ракетам подводных лодок, ядерным зарядам на тяжелых бомбардировщиках – много всевозможных уточнений и оговорок.

Но сердцевина договора – цифры паритета. На практике возникают и сомнения в точности исполнения каждого пункта, но все же в целом ДСНВ играет важную сдерживающую роль.

Эту роль признавали в своих беседах Путин и Трамп, хотя и до переговоров о продлении дело не дошло. В этих условиях Путин выступает со смелой односторонней инициативой.

Владимир Путин: "Чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности, считаем оправданным попытаться сохранить на нынешнем достаточно турбулентном этапе сложившийся благодаря ДСНВ статус-кво. Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ".

Важное дело. Но мы сможем придерживаться добровольно взятых на себя односторонних обязательств, лишь если и США поведут себя зеркально. А за этим, уж поверьте, Россия будет следить.

Владимир Путин: "В дальнейшем на основе анализа обстановки нами будет приниматься определенное решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений. Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания".

Предметной реакции из США пока нет, хотя пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт в тот же день, когда Путин изложил нашу инициативу, сообщила, что президент Трамп в курсе и готовит ответ.

Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт: "Президент знает об этом предложении президента Путина, и я позволю ему прокомментировать его позже. Мне кажется, это звучит неплохо, но он хочет сам высказать свои замечания, и я предоставлю ему это сделать".

Интересно, что заранее Путин Трампа о своем предложении не предупреждал. На вопрос агентства ТАСС, доводились ли до Трампа заранее инициативы Путина о продлении действия ДСНВ, пресс-секретарь Кремля Песков ответил кратко, в три слова, но определенно: "Нет, не доводились". Да это и не нужно. Теперь все и на столе...

Здесь важно напомнить, что ДСНВ, хоть точка опоры, но все же уже и пошатнувшаяся. Просто лучше нет. А так – какие-то положения договора уже давно и не исполняются вовсе. Например, взаимные инспекции. Путин об этом подробно говорил в Послании Федеральному Собранию полтора года назад.

Владимир Путин: "В начале февраля этого года прозвучало заявление Североатлантического альянса с фактическим требованием к России, как они выражаются, вернуться к выполнению Договора о стратегических наступательных вооружениях, включая допуск инспекций на наши ядерные оборонные объекты. Но даже не знаю, как это назвать. Это театр абсурда какой-то. Нам известно, что Запад прямо причастен к попыткам киевского режима нанести удары по базам нашей стратегической авиации. Использованные для этого беспилотники были оснащены и модернизированы при содействии натовских специалистов. И вот теперь они хотят еще и осматривать наши оборонные объекты? В современных условиях сегодняшнего противостояния это звучит как какой-то бред просто. При этом, обращаю на это особое внимание, нам проводить полноценные инспекции в рамках этого договора не дают".

Когда Путин говорил об ударах Киева по базам нашей стратегической авиации, то это про синхронные атаки беспилотников на наши авиабазы под Рязанью и в Энгельсе Саратовской области в декабре 2022 года.

Владимир Путин: "Хочу подчеркнуть: США и НАТО прямо говорят о том, что их цель – нанести стратегическое поражение России. И что, после этого они как ни в чем не бывало собираются разъезжать по нашим оборонным объектам, в том числе новейшим? Неделю назад, например, мною подписан указ о постановке на боевое дежурство новых стратегических комплексов наземного базирования. Они и туда собираются сунуть свой нос? И думают, что так просто – мы их туда пускать будем просто так?"

Нестыковка текста ДСНВ и сложившейся практики еще и в том, что США откровенно стремятся к безусловному военному превосходству над Россией. И не скрывают этого.

Владимир Путин: "Действующий Договор 2010 года содержит важнейшие положения о неделимости безопасности, о прямой взаимосвязи вопросов стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Всё это давно забыто, США вышли из Договора по ПРО, как известно, все осталось в прошлом. Наши отношения, что очень важно, деградировали, и это целиком "заслуга" Соединенных Штатов".

Понятно, что Россия в этих условиях не готова оставаться в дураках. И по не действующим положениям ДСНВ сняла с себя обязательства.

Владимир Путин: "В этой связи вынужден заявить сегодня о том, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Повторю, не выходит из Договора, нет, а именно приостанавливает свое участие".

То есть, сейчас в сухом остатке. Договор о стратегических наступательных вооружениях между нами и США есть. Россия из-за нарушения Соединенными Штатами его отдельных положений свое участие в нем приостановила, но готова еще год после истечения срока договора в одностороннем режиме придерживаться его "центральных количественных ограничений". Иными словами, мы не будем увеличивать число наших стратегических ракет, ядерных боезарядов к ним и пусковых установок – сверх потолков, указанных в договоре. Разумеется, если и Штаты ответят нам здесь взаимностью.

Лучше, если этот год будет использован для предметных переговоров по ограничению гонки стратегических вооружений. Если нет, и ДСНВ уйдет в прошлое, как и другие соглашения, будь то по ПРО или по ракетам средней и меньшей дальности, тогда под угрозой окажется и действующий пока Договор о нераспространении ядерного оружия. Он – следующий и последний в бывшей системе ограничений. Сейчас официально в ядерном клубе 9 государств. Если ограничений не останется, то ядерное оружие быстро появится уже у десятков стран или просто у партий и движений. Это будет уже другая реальность. Туда не хочется. Россия ведет себя ответственно. Мяч на стороне США.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация