"Мой клоун. Четыре четверти пути" – новая постановка в Театре Елены Камбуровой
"Мой клоун. Четыре четверти пути". Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой представляет Концерт-ревю, посвящённый Леониду Енгибарову. В основе – новеллы грустного клоуна и воспоминания Елены Камбуровой. Об истории создания спектакля – Милана Нисимова.
Елена Камбурова всегда мечтала стать драматической актрисой, но не пройдя в Щепкинское, выбрала эстрадное отделение циркового училища. С легендарным клоуном Леонидом Енгибаровым она познакомилась в 1972 году, у них сразу возникла крепкая дружба, но ей суждено было продлиться всего два месяца – Енгибаров неожиданно скончался от инфаркта.
"Мы же встретились с ним незадолго до его ухода из жизни, но за это время он стал для меня самым родным и дорогим человеком. У него даже была идея, чтобы мы сделали программу на двоих: я бы исполняла песни, а он бы делал пантомимы", – вспоминает художественный руководитель Театра музыки и поэзии, народная артистка России Елена Камбурова.
На память о друге у Камбуровой сохранился сборник его новелл. Они и легли в основу спектакля. Эти новеллы в исполнении Елены Камбуровой соединяют между собой цирковые номера.
"Приходит публика, которая идет непосредственно за драматургией, за историей. Более подготовленная, более требовательная. А цирк, конечно, для массовой аудитории", – говорит режиссер Игорь Жигалов.
В спектакле задействованы профессиональные цирковые артисты. Их номера – оммажи на знаменитые выступления Енгибарова. На программке зонтик Леонида Енгибарова, с которым тот выступал. Он же встречает зрителей в фойе. Программка сделана в форме самолетика, поэтому то ощущение полета, которое испытывают цирковые артисты, могут почувствовать и зрители. Цирковая арена полностью обнажает артиста. Он работает на 360 градусов. Но как уместить этот полет и всю широту цирковых движений на театральной сцене?
"Пространство нашего театра – крошечная сцена, и поэтому уложить это в это очень маленькое пространство им очень непросто, естественно. Потому что они привыкли на другие совершенно территории под собой. Поэтому это неожиданно и необычно", – признается музыкальный руководитель Театра музыки и поэзии, заслуженный артист России Олег Синкин.
В 1972 Енгибарову и Камбуровой так и не довелось выступить вместе, но сейчас, спустя 53 года его тексты, ее голос и магия цирка предстали перед зрителями. В песне Высоцкого "Канатоходец" – которую он посвятил Енгибарову – герой срывается с каната. Жизнь Енгибарова тоже оборвалась, но их с Камбуровой творческий замысел наконец прошел те самые – 4/4 пути.