75 лет отмечает скульптор Александр Рукавишников
75 лет отмечает скульптор, народный художник России Александр Рукавишников. Он работает над монументальными и станковыми композициями. Экспериментирует с формой, занимается живописью, графикой, инсталляцией. Его скульптуры украшают улицы Белграда, Дрездена, Мадрида и – Москвы. Илья Филиппов продолжит.
Может быть, это и особый почерк скульптора Рукавишникова, но современная Москва в местах, где приложил руку художник, выглядит так, будто всегда была такой. А оказывается – многие работы открыты совсем недавно. Вот, Муслим Магомаев – в полный рост, собранный, в концертном костюме. Его же таким и помнят. Открыт монумент в 2011 году.
"Ему Боженька помогал, наверное, я думаю. Он живой. Я чувствовала, что он интересовался деталями, теми, которыми не каждый человек заинтересуется. А он интересовался, он очень серьезный человек", – говорит народная артистка СССР Тамара Синявская.
Вскоре по соседству на Брюсовом переулке открыли памятник Мстиславу Растроповичу. А памятник Евгению Вахтангову у стен театра вообще появился недавно, в 2021 году. К 100-летию театра, герой словно выхвачен взглядом прохожего, идущего по Арбату.
"Когда мы увидели памятник Вахтангову. Вот такой – молодой, какой-то легкомысленный человек. Это памятник юности", – ректор Театрального института им. Щукина, народный артист России Евгений Князев.
А здесь тоже – Рукавишников, который знал фразу – Этот молодой человек проглотил Атом Солнца – так говорили о таланте Олега Табакова. Так и названа скульптура – Атом Солнца.
"Это достаточно остро, экстравагантно и очень по-табаковски шаловливо", – отмечает художественный руководитель Театра Олега Табакова, народный артист России Владимир Машков.
Это кадры 1993 года. Рабочий день в мастерской Александра Рукавишникова, художника в третьем поколении. Рядом и четвертое: помогает сын – Филипп. Журналист спрашивает скульптора – а что для вас свято?
"Да я не думаю, что я в данном случае оригинален буду. Наверное, то же, что и для всех людей: родина, дружба, родители, родственники", – признается скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.
Спустя 30 лет на фоне своих работ, он встает возле одной самых ранних – скульптуры Микеланджело, этот многогранный, многослойный, разносторонний художник возвращается к тезису о том, что свято.
"Интересен ты только тогда, когда ты говоришь о своей стране – это очень важно. Это первое. Нужно говорить о России. О Советском Союзе, как это не парадоксально, потому что мы жили в нем, я жил в нем! В этом Советском Союзе. Не зря у меня термин придуман там – Советское Язычество", – делится скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.
У него неповторимая пластика. Чувство материала. Многие говорят, что он фантастически работоспособен. И он узнается. На бульваре Рокоссовского встал маршал на коне как на Параде Победы в июне 1945. Но Поварской – писатель Сергей Михалков, на скамейке. А возле спартаковского стадиона – легендарный Гладиатор. Возле динамовского – летящий Яшин. Кажется, что Рукавишников лепит, высекает нашу историю. Но сам художник считает иначе. Говорит, что его ведет материал и его ведет тема. И уже невозможно остановиться.