"Семь песен о России" Георгия Свиридова впервые исполнили в "Зарядье"
В зале "Зарядье" впервые прозвучали "Семь песен о России" Георгия Свиридова. Работать над ораторией на стихи Блока он начал в конце 60-х, но не успел завершить партитуру. Её восстановили к 110-летию со дня рождения композитора. На премьере была Лидия Алешина.
Когда композитор Алексей Сюмак увидел клавиры Семи песен о России Свиридова, он был потрясён. Чтобы восстановить авторский замысел и сделать оркестровку, ему предстояло изучить около четырёх сотен страниц рукописей. В черновиках нужно было расшифровывать почерк и выбирать лучший вариант. Где-то сам Свиридов делал пометки, а где-то пришлось дописывать утраченное.
"Я старался как можно меньше добавить себя и как можно больше выявить Свиридова. Его неповторимые гармонический стиль, его ощущение формы", – поделился композитор Алексей Сюмак.
Музыку Свиридов писал за роялем в моменте, потом делал множество вариантов. Первая песня Оратории для солистов смешанного хора и симфонического оркестра датируется 1967 годом. Название: "Под насыпью, во рву не кошенном…". В 70-х композитор сделал Первую редакцию оратории, назвав её "Пять песен о России". Позже к материалу не раз возвращался, продолжая дописывать и переписывать свои уже "Семь песен о России".
"Семь песен о России" – это поздний Свиридов с его очень сложным представлением о судьбе России, потому что Россия – была одна его центральная тема. Как он говорил: "Хочу создать миф о России", – рассказал профессор, музыковед, племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко.
"Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа", – говорил Георгий Свиридов. На создание "Семи песен о России" его вдохновили слова писателя и поэта Серебряного века Александра Блока.
"Слово для Свиридова играло особую роль в музыке. Он говорил про себя, что для него песни имеют особое значение. Музыка Свиридова – всегда русская душа", – отметил ген. дир. зала "Зарядье", дирижёр, худрук Московского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ Иван Рудин.
Ораторию "Семь песен о России" Свиридов завершить не успел. Сохранилась авторская рукопись клавира с указанием музыкальных инструментов и набросков партитур.
"Здесь такой цикл – глубины души больше. Как композитор прожил свою жизнь, как он верил в Россию, как он любил Россию. И здесь, мне кажется, настолько актуально до людей донести эту любовь, что бы все это прочувствовали", – прокомментировала певица Полина Шамаева.
Передать музыкальный почерк Свиридова, воспроизвести его эстетику и стиль – задача, которую поставил перед собой Алексей Сюмак, работая над реконструкцией оратории.
Екатерина Антоненко, худрук и главный дирижёр Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова: "Мы репетировали по клавиру. Когда мы соединились с оркестром, мы вдруг поняли, что очень много звучит совсем по другому. Потому что Алексей Сюмак не мог не принести своего виденья этой музыки".
Реконструкция этого произведения может получить продолжение. Вариантов множество.