В Санкт-Петербурге реставрируют фотографию начала XX века
Фотографию начала XX века реставрируют в Санкт-Петербурге. На снимке из Саратовского областного краеведческого музея – лейб-гвардии третья артиллерийская бригада в полном составе – 1118 человек! Исследовательская группа пытается возродить утраченную технологию снимка и отыскать имена людей, на нём запечатлённых. Подробности – у Ксении Егоровой.
Сын полка, имя которого утрачено, возможно навсегда. Также имена сотен лиц, изображенных на этом старинном снимке. Как выглядели полковые фотографии до начала Первой мировой и что это за особый жанр в нашей военной и фото-истории? Возможно ли установить судьбы тех, кто вытянулся перед объективом фотоаппарата по стойке смирно более 100 лет назад? Все эти вопросы исследует Марат Хайрулин – историк и хранитель этих бумажных раритетов.
"Это – уникальный жанр, сейчас я исследую феномен этих фотографий, как историк, и я насчитал в нашей стране хранится порядка 30 фотографий и них запечатлены примерно 20 воинских частей", – отметил историк, зам. директора по научно-исследовательской работе Музея техники Вадима Задорожного Марат Хайрулин.
Этот снимок Лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады стал поводом для особого исследования. Сейчас он находится на реставрации в Санкт-Петербурге, недавно поступив из Саратовского краеведческого музея в работу к независимому эксперту по восстановлению старинных фотографий.
"Когда фотография поступила ко мне на реставрацию, к сожалению, хранители музея не знали какой полк конкретно изображен на фотографии", – поделилась реставратор Анна Асеева.
Вопросы вызвала не только атрибуция снимка, но и его состояние. Заломы, трещины, частичная утрата изображения. Технология в которой он был сделан сегодня известна. Она характерна для начала XX века. Бром-серебряно-желатиновая фотография. Как раз свойства фото-эмульсии и стали причиной повреждения снимка. При увеличении влажности и температуры желатин набухает и впитывает наружные загрязнения, провоцирует угасание изображения. Кроме того, картон был ненадлежащего качества.
Вопросы вызвала не только атрибуция снимка, но и его состояние. Заломы, трещины, частичная утрата изображения. Технология в которой он был сделан сегодня известна. Она характерна для начала 20 века. Бром-серебряно-желатиновая фотография. Как раз свойства фото-эмульсии и стали причиной повреждения снимка. При увеличении влажности и температуры желатин набухает и впитывает наружные загрязнения, провоцирует угасание изображения. Кроме того, картон был ненадлежащего качества.
Анна Асеева: "После дублировки на японскую бумагу я буду помещать фотографию на картон бескислотный".
Далее необходимо продолжить механическую очистку поверхности, подклейку изломов и разрывов. Затем – сдублировать на специальную японскую бумагу, чтобы остановить процесс разрушения изнутри, а после – на картон, прошедший тест на фотографическую активность, также будет проведено художественное восполнение утрат. На заключительном этапе отпечаток поместят в пресс для стабилизации и выравнивания. Но еще один вопрос пока остается открытым – а как собственно была сделана эта фотография.
"Для того, чтобы нам восстановить эту технологию нужно сделать огромный фотоаппарат. Его можно сделать из чего угодно, главное, чтобы он подходил по размерам. У меня был опыт – я делал фотоаппарат из морского контейнера – тело морского контейнера служило мне телом фотоаппарата", – рассказал фотограф Алексей Серебряков.
Пока исследователи только предполагают как могла бы выглядеть та старинная, вероятно, панорамная фотокамера и оптика, которая позволила запечатлеть более тысячи военных так ясно, что даже портрет девушки в руках одного из них виден хорошо. Не говоря уже о том, что мы можем рассмотреть их глаза, формы усов, бород, звания и награды – именно они зачастую позволяют выяснить кто есть кто – как в случае с Евгением Пестичем со снимка в музее техники Вадима Задорожного
Марат Хайрулин: "Он из дворян херсонской губернии, закончил академию генерального штаба, участник Русско-японской войны, за что имеет награды, а этим полком он командовал три года – с июля 1907 по июль 1910 года".
К сожалению, имена нижних чинов установить будет практически невозможно – но уже хотя бы известно, что это фото из Саратовского музея – лейб-гвардии 3-я артиллерийская бригада, которая в 1900-х годах стояла под Варшавой. Исследования продолжаются и это хороший шанс узнать чуть больше об истории наших войск до Первой мировой. В процессе исследования будет снят также документальный фильм.