На глазах у посетителей: в ГИМе началась реставрация картин Семирадского
Две картины Генриха Семирадского – "Похороны руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом" – реставрируют в Государственном историческом музее. Полотна художника находятся в экспозиции музея порядка 140 лет и неразрывно связаны с его историей. Евгений Краков продолжит.
Для графа Алексея Уварова, одного из отцов-основателей Исторического музея, создание храма исторической науки было идеей фикс. Поэтому он не скупился на дорогие украшения помещений. Здесь сама история и ее воплощение в искусстве неразрывны. Рядом с полотнами на древнерусские сюжеты – предметы из той эпохи – X-XI веков. Когда экспонатов были еще считанные сотни, он заказал у Генриха Семирадского две монументальные работы. В 1884 году эти пятиметровые полотна раскинулись на всю стену восьмого зала музея, и в дальнейшем он рос буквально вокруг них. Сейчас картины на реставрации.
"Эти две прекрасные картины Семирадского и Исторический музей просто неразрывны. Представить себе музей без них невозможно. Я благодарен нашим реставраторам за то, что они взялись за эту сложную работу", – сказал генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
У этих работ схожий сюжет: они посвящены погребальным ритуалам на Руси. Гражданские похороны и воинская тризна после кровопролитной битвы при Доростоле. Захоронение – важный объект для исторического исследования, кладезь информации и находок. Эпизоды, изображенные на этих полотнах, подтверждены не только археологией, но и византийскими, и даже арабскими источниками. Однако поклонник всего античного Семирадский отклонился от полной исторической достоверности – добавил сюда и плакальщиц на римский манер, и старика, поющего эпитафию. Картины считаются нетипичными для этого художника. Особенно по цветовым решениям – основная часть его работ куда ярче.
"Это другой Семирадский, которого любители, посетившие, например, выставку Семирадского три года назад в Третьяковской галерее, не могут себе представить. Как будто это другой художник. Для этих полотен он, условно говоря, переродился. Это его другая грань", – отметила старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Анастасия Васильченко.
Придавать им новую жизнь решили не в мастерской, а прямо в музейном зале. Специалисты обнаружили, что во время предыдущих работ был нанесен лак с добавлением воска. В теплом помещении он становится липким, и к нему пристает больше пыли и прочих загрязнений. Однако, как отмечают реставраторы, даже несмотря на это, картины в очень хорошем состоянии. Восстановление поможет не только поддержать его, но и дать более свежие цвета и показать зрителям многие детали, которые раньше были скрыты.
"Там есть, допустим, воротник одежды. По ощущениям он написан одним цветом. А когда мы удалили загрязнение, оказалось что там есть бусинки, складочки, которых не видно, блик в глазу", – рассказала художник-реставратор Ирина Крылова.
Специалисты говорят, что обычно реставрация одной такой картины занимает около двух месяцев. Но нельзя сказать наверняка. Удаление загрязнений, укрепление кракелюров, трещин в покрытии холста, и другие процедуры – это лишь часть работ. Никогда не знаешь, что выяснится в процессе. Каждый сантиметр этих полотен может дать новый материал для искусствоведческих исследований.