7 октября 2025, 11:18 7 октября 2025, 12:18 7 октября 2025, 13:18 7 октября 2025, 14:18 7 октября 2025, 15:18 7 октября 2025, 16:18 7 октября 2025, 17:18 7 октября 2025, 18:18 7 октября 2025, 19:18 7 октября 2025, 20:18 7 октября 2025, 21:18

Выставки "Путевые заметки. Привал" и "Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР" в Выксе

  • Евгения Буравлева. "Коридор". 2024-2025
    Евгения Буравлева. "Коридор". 2024-2025
13 октября в выксунский Музей истории ВМЗ представит две выставки – третью часть выставочного цикла "Путевые заметки", а также совместный проект с Музеем архитектуры им. Щусева.

Выставка "Путевые заметки. Привал"

Новая часть проекта – "Путевые заметки. Привал" представляющего произведения из собрания Ирины и Анатолия Седых – затронет тему остановки как важного момента в процессе коллекционирования, когда происходит размышление о пройденном опыте и предстоящем пути.

Выставка "Путевые заметки. Привал" обратится к теме остановки как важного момента в процессе собирательства. Проект рассмотрит ситуацию, в которой путешествие ненадолго прерывается для переосмысления прожитого опыта и прокладывания дальнейших маршрутов.

Особенностью выставки "Путевые заметки. Привал" является демонстрация не только произведений отечественного современного искусства, как было в двух предыдущих частях, но и классической русской живописи второй половины XIX – начала ХХ веков, а также авангарда. Расширив временные рамки представленных работ, проект отразит момент остановки – "привал", во время которого сформировались новые ориентиры развития собрания. Так, коллекция семьи Седых начала складываться в 1990-е годы с произведений классиков второй половины XIX – начала ХХ века, но позднее стала пополняться работами авторов советского и российского искусства второй половины XX – начала XXI века.

В экспозицию войдут работы Семена Агроскина, Анны Андреевой, Татьяны Баданиной, Саяна Байгалиева, Евгении Буравлевой, Давида Бурлюка, Анны Быстровой, Витольда Бялыницкого-Бирули, Олега Васильева, Алексея Веселовского, Юлии Вирко, Дианы Воубы, Аси Заславской, Анатолия Зверева, Николая Касаткина, Леонида Костина, Евгения Кравцова, Андрея Красулина, Антона Крафтского, Игоря Макаревича, Насти Миро, Дениса Патракеева, Леонида Тишкова, Ольги Тобрелутс, Роберта Фалька, Ольги Чернышевой, Владимира Яковлева, Владимира Янкилевского.

Проект будет разделен на три смысловые зоны: привал как пауза и созерцание пейзажа, привал как убежище и пространство для ночлега и привал как размышление о пройденном и предстоящем пути.

Первый раздел будет посвящен остановке – моменту, когда путник делает передышку, чтобы набраться сил для следующего шага и оглянуться вокруг. Здесь зритель окажется в позиции наблюдателя природы, созерцающего безлюдные природные пейзажи. Фрагмент окружающего мира – того места, где сделан метафорический привал, – отражен, например, в произведении "Морской залив" Давида Бурлюка. Пейзаж был написан во Владивостоке во время короткой остановки художника и поэта по пути в Японию, после которой начался период его активных поездок и эмиграции.

Вторая смысловая зона экспозиции будет посвящена привалу как месту временного убежища, где путник может согреться и переночевать. Такими местами становятся палаточный лагерь из Quite Dispute Юлии Вирко, квартира в типовой панельке на окраине города из "Розового дома" Насти Миро или гостиничный комплекс с картины "Коридор" Евгении Буравлевой. В этих местах путешественник может обрести временное пристанище, наполнив пространство предметами интерьера или фрагментами трапезы, которые, например, присутствуют в на "Натюрморте с халой" Роберта Фалька и на картинах Саяна Байгалиева "Под столом" и "Без названия", где изображены оставшиеся после семейного чаепития предметы.

Заключительная часть выставки будет исследовать тему размышлений о прожитом опыте и о дальнейшем маршруте, поскольку привал – не только место отдыха, но и пространство для рефлексии. В этом разделе будут представлены работы, в которых художники исследуют жизненные закономерности, выстраивают собственные алгоритмы и логические связи. Это воплощено, в частности, в произведении из серии "Абстракция" Юрия Злотникова. Кроме того, третий раздел будет посвящен новым шагам, ориентирам и решениям – как в отношении художественной коллекции, так и применительно ко всему жизненному пути. Так, например, в своей серии SPAS Леонид Костин соединяет наследие древнерусской живописи с поисками современного искусства, создавая новое видение культурно-исторического контекста.

"Проект подчеркивает, что коллекционирование – это не только движение вперед, но и периодические паузы и размышления. "Путевые заметки. Привал" показывает, как в момент остановки возникает возможность увидеть целостность пути и наметить дальнейшие перспективы". – Моника Норс, куратор выставки.

Выставка-исследование "Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР"

Проект "Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР", созданный совместно с Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева под кураторством Марка Акопяна, посвящен советской программе панельного домостроения. Отправной точкой выставки является построенный в 1958 году в Выксе первый экспериментальный крупнопанельный дом серии 1-464 – наиболее массовой серии в СССР 1960-1970-х годов.

Экспозиция исследует одну из самых амбициозных утопий XX века и технологическое чудо, ставшее повседневной реальностью, – программу индустриального домостроения. Разработка крупнопанельных домов позволила обеспечить собственными квартирами миллионы семей в СССР и создать с помощью архитектуры новый тип общества. При этом советская программа не была изолированным явлением, а являлась частью глобального движения модернизма во Франции, Италии, Германии, Чехии, странах Скандинавии, а также в Азии, Африке и Латинской Америке. Проект – это попытка непредвзято взглянуть на наследие, которое нас окружает, и задуматься о цене и ценности этого грандиозного социального замысла.

"Мы не утверждаем, что "панелька" – лучшее творение в истории архитектуры, но призываем задуматься о том, какую роль сыграл этот архитектурный проект", – говорит куратор выставки Марк Акопян.

Название проекта отсылает, с одной стороны, к эмоциональному состоянию от обладания собственным жильем. С другой – связано с основным художественным элементом экспозиции – панельным квадратным блоком, а также с клетчатым визуальным языком, который определяет эстетику стандартизации и рационализации. Кроме того, оно инспирировано идеями визионеров, архитекторов и художников русского авангарда, которые мечтали средствами новой архитектуры трансформировать быт и воспитать человека будущего, коллективного и освобожденного. Несмотря на то, что послевоенное панельное домостроение отказалось от радикализма этих проектов, оно унаследовало их веру в способность архитектуры менять общество, сделав ее главным инструментом государственной программы.

В 1958 году в Выксе был возведен первый экспериментальный крупнопанельный дом, на основе которого коллектив "Гипростройиндустрия" разработал серию типовых крупнопанельных домов 1-464. К 1963 году в СССР было построено около 200 домостроительных заводов, выпускавших панели выксунской серии, что сделало ее самой массовой в СССР 1960-1970-х годов. Дома различной модификации серии 1-464 возводились в Москве и Минске, Нижнем Новгороде и Новосибирске, Вильнюсе и Риге, Сумгаите и Харькове, а также во многих других городах РСФСР и союзных республик.

Выставочный проект "Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР" развернется параллельно на двух площадках – в Музее истории ВМЗ и двухкомнатной квартире в первом экспериментальном крупнопанельном доме в Выксе.

В музейном зале перед зрителем развернется творческая лаборатория архитектора XX века. Экспозиция откроется концепцией многоквартирного дома и его художественным языком в 1920-х годах в работах Александра Родченко, Николая Ладовского, Владимира Кринского и Михаила Мотылева. Центром выставки станет раздел, посвященный разработке индустриального домостроения в период шестой пятилетки (1950-е годы) и непосредственно строительству панельного дома в Выксе. В этот период массовое производство бетонных панелей стало своего рода "кирпичом" модернизма, а за сухими фасадами скрывались глубокие исследования человеческой физиологии и телесности. На примере легких павильонов Петра Бронникова можно будет понять, как архитекторы осваивали новый панельный язык, а на примере работ Вячеслава Локтева, представляющих "бумажную архитектуру", – исследовать, куда архитекторы были вынуждены "мигрировать", чтобы свободно творить и фантазировать, пока строительная индустрия возводила очередной типовой район. В рамках этой парадигмы закономерными выглядят попытки вернуть "излишества" в первое поколение панельных домов, что проиллюстрируют конкурсные предложения по их реконструкции 1987 года. Наконец, поиски архитекторов XX века вступят в диалог с работами современных российских художников – Александра Гронского, Павла Отдельнова, Александры Паперно. Предложенная оптика, охватывающая временной период длиной в столетие, позволит взглянуть на панельный дом не только и не столько как на историческое явление, а как на этап становления модернизма, который был обусловлен и внешними факторами, и внутренней логикой развития искусства архитектуры.

Вторая часть выставки – в первом экспериментальном доме серии 1-464 – будет посвящена исследованию быта человека, проблеме адаптации и обживания "бетонной коробки". Ее главные герои – выксунцы и сама Выкса. Через архивные фотографии города зритель сможет погрузиться в контекст 1960–1970-х годов, когда строились панельные дома. Каждая из функциональных зон квартиры – спальня, зал, кухня, ванная и коридор – станет метафорой жизни советского человека. В приватной комнате зрителя будут ждать видеоинтервью с жителями и архивные снимки. В гостиной можно будет полистать журналы и книги 1960-х годов с рекомендациями по благоустройству новых квартир и увидеть образцы обоев, созданные советскими дизайнерами, а на кухне – послушать радио с новостями завода ДРО за 1958 год, когда сотрудники завода построили этот дом.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация