Первый гастрольный тур МГАСО и художественного руководителя Ивана Никифорчина
С 9 по 11 октября МГАСО отправится в первый совместный гастрольный тур с художественным руководителем оркестра Иваном Никифорчиным. В маршрут войдут Махачкала, Грозный и Владикавказ, в которых оркестр представит программу из шедевров русских композиторов, которые стали "визитной карточкой" отечественной симфонической музыки.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – Праздничная увертюра
Праздничная увертюра – сочинение зрелого мастера, прошедшего травлю, страх, войну, голод, угрозы жизни близких, "кнут и пряник" властей. Написанная по время "оттепели", полная всеобщих надежд на глобальные перемены, Увертюра была создана по заказу Большого театра всего за три дня: каждый час в квартиру Шостаковича приезжали курьеры, чтобы забрать партитуру, страницу за страницей. Премьера Увертюры состоялась в Большом театре 6 ноября 1954 года. После премьеры слушатели говорили, что жизнерадостная энергия Увертюры разливается как откупоренное шампанское. Для Московского государственного академического симфонического оркестра исполнение этого сочинения всегда символично – недаром Увертюрой открыли ставший легендарным юбилейным вечер 80-летия МГАСО в апреле 2023 года.
Сергей Васильевич Рахманинов – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром – поворотная веха в творческом пути великого российского композитора. Написанию Второго концерта предшествовали пять долгих лет размышлений и сомнений, в результате которых миру предстал сложившийся мастер со своим стилем и выработанной манерой письма.
Премьера произведения прошла в 1901 году. Концерт был высоко оценен не только меломанами, но и музыкальными критиками, которые отмечали благородное изящество стиля, пленительную красоту гармонии и возвышенный подъем поэтического настроения: "одна из наиболее ярких тем России", "жемчужина русской лирики" – такими эпитетами пестрели рецензии и статьи. Было отмечено, что Концерт знаменует собой начало пути зрелого мастера "свободного от всякой изысканности и в то же время обладателя всех средств новейшей музыки". Написанием Второго концерта Рахманинов поставил себя в ряд крупнейших мастеров русской музыки. Своей мелодикой, гармонией и инструментовкой сочинение задало тон большому периоду творчества Рахманинова. По своему характеру Второй концерт близок к лирической поэме. Солист не соревнуется воркестром, как положено по канонам жанра, а скорее тесно с ним взаимодействует. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром стал одним из самых популярных и наиболее часто исполняемых произведений Рахманинова и был признан лучшим русским фортепианным концертом после Первого концерта Петра Ильича Чайковского. Вместе с МГАСО Концерт исполнит заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина.
Николай Андреевич Римский-Корсаков – симфоническая сюита "Шехеразада"
Замысел симфонической сюиты "Шехеразада" возник у Римского-Корсакова, когда он работал над завершением оперы Бородина "Князь Игорь", в середине трудной для композитора зимы 1887 года. "Шехеразада" была написана очень быстро летом 1888 года. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора. В основу сюиты легли некоторые из сказок сборника "1001 ночь" – несравненного образца "шкатулочного повествования", основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.
Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты "Море и Синдбадов корабль", "Фантастический рассказ царевича Календера", "Царевич и царевна", "Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение", но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам. Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли, какие именно сказки легли в основу сюиты.
Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в "Шехеразаде" нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал в сюите дух восточной музыки и поэзии.