Бахрушинский обновляет экспозицию
Бахрушинский обновляет экспозицию. Мемориальную мастерскую выдающегося театрального художника Давида Боровского – маленький "музей в музее" – расширили и превратили в творческое пространство. Репортаж Миланы Нисимовой.
Давида Боровского называли "философом сцены" за способность превращать окружающее пространство в активного участника театрального действия. Яркий пример – знаменитый занавес из "Гамлета" театра на Таганке – его придумка.
"Его жена Марина увлекалась вязанием. И он попросил ее связать фрагмент, клочок полотна шерсти для макета спектакля "А зори здесь тихие". Когда она связала этот кусочек шерсти цвета земли, его просто пронзило электричеством", – рассказывает заведующая отделом Музей-мастерская Давида Боровского Театрального музея им. Бахрушина Елена Степкина.
Копия того самого занавеса стала перегородкой между двумя залами. С мемориального началась история мастерской в 2009 году. Тогда здесь появился рабочий стол Боровского и стеллажи с макетами. После реконструкции добавился "уголок друзей" художника: Бархина и Кочергина. Обстановка творческой лаборатории: повсюду сохранившиеся чертежи, эскизы и заметки. В соседнем зале – временная экспозиция.
Выставка — ретроспектива творческого пути художника от рождения идеи — черновика, поэтому такой цвет стен — до воплощения. Здесь 20 макетов спектаклей со сценографией Боровского. Коридор наследия его творчества.
Здесь можно в деталях рассмотреть сценическое пространство легендарных постановок с мизансценами, костюмами и декорациями. Вот Борис Годунов. А это заметки к нему, где по актам расписана смена декораций. Для Боровского было важно, чтобы одна декорация трансформировалась в течение спектакля, менялась вместе с героями. Как в "А зори здесь тихие..." борт грузовика становился и местом действия, и образом болотной топи, и условной метафорой леса.
"Возможности его оформления – это прежде всего ответственность для режиссера и артистов, которые должны были обладать абсолютно необузданным воображением", – подчеркивает председатель Союза театральных деятелей России, народный артист России Владимир Машков.
Сценография Боровского выходила за рамки оформления. Художник-мыслитель, он оживил сценический язык.
"Он превращал театральные залы в действо. Эта концепция безмерно близка программе развития Бахрушинского музея, потому что наша идея, наша философия, на которой мы сейчас строим все наши проекты, где наш зритель становится активным участником, а не сторонним наблюдателем", – объясняет генеральный директор Театрального музея им. Бахрушина Кристина Трубинова.
"Возникла библиотека, макетная мастерская, гостиная. Всё-таки хочется, чтобы здесь бурлила какая-то творческая жизнь", – делится заслуженный художник России, сын Д. Боровского Александр Боровский.
Мастерская Давида Боровского – редкий мемориальный музей, посвящённый театральному художнику. Возможность прикоснуться к наследию мастера, умевшего говорить просто о сложном и делать это через казалось бы обыденные предметы.