9 октября 2025, 08:18 9 октября 2025, 09:18 9 октября 2025, 10:18 9 октября 2025, 11:18 9 октября 2025, 12:18 9 октября 2025, 13:18 9 октября 2025, 14:18 9 октября 2025, 15:18 9 октября 2025, 16:18 9 октября 2025, 17:18 9 октября 2025, 18:18

Памяти Алексея Бартошевича

  • Картинка
  • Памяти Алексея Бартошевича
  • Картинка
    Памяти Алексея Бартошевича
  • Памяти Алексея Бартошевича
Он говорил, что через постановки шекспировских пьес можно изучать историю страны и народа, ведь главное измерение театра – человеческое.

Ушёл из жизни театровед Алексей Бартошевич. Ему было 85 лет. Бартошевича называли главным исследователем творчества Шекспира в России. Он часто повторял, что через постановки шекспировских пьес можно изучать историю страны и народа, ведь главное измерение театра – человеческое.

"Полностью потерять себя в театре должен каждый, кто имеет к нему отношение. Да, это чудище, которое пожирает людей. Но ведь это и мучительно, и сладко. Я по себе знаю" – говорил Алексей Бартошевич. Для него театр был не просто делом жизни – бесконечной любовью с детства.

Алексей Бартошевич: "Поскольку я человек мхатовского происхождения, а МХАТ, когда началась война, отправили в эвакуацию в Саратов, потом в Свердловск, там меня сфотографировали. Было мне года 2 с половиной – 3".

Внук Василия Качалова, Алексей Бартошевич детство провёл за кулисами МХАТа. Книги о театре начал читать ещё в школе, а после учёбы в Гитисе, остался в театральном институте на 6 десятков лет.

Алексей Бартошевич: "Я уверен, что наша работа – история театра, театральная критика – это часть театральной реальности. Не просто абстрактная академическая наука, место которой на страницах академических журналов, а это живое дело! И одно с другим связано".

"Он замечательный мыслитель о театре. Он потрясающий учитель, он замечательно писал о нем, и все-таки самое главное – он любил и то, что умел – это работа со студентами. Они его обожали", – рассказал заведующий кафедрой истории театра ГИТИСа Борис Любимов.

Не сдать экзамен Алексею Вадимовичу студенты считали позором. В числе его учеников – Евгений Каменькович, Сергей Женовач, Григорий Заславский и еще множество российских актеров и режиссеров.

"О ком бы он ни говорил: о любимом своём Шекспире или о спектакле Штайна, о новой премьере – это была ещё замечательная традиция советского театроведения. Когда глубокий академический учёный был одновременно и аналитиком, и рецензентом сегодняшней театральной обыденности любых премьер", – отметил ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа Григорий Заславский.

"Он блистательно анализировал, блистательно подсказывал. Он всё время пробуждал в тебе желание вгрызаться в материал ещё и ещё. Таких фигур, мне кажется, в русском театре нет больше", – поделился художественный руководитель Театра "Мастерская Петра Фоменко" Евгений Каменькович.

Именно его рецензия всегда была самой важной для бывших студентов. Когда в Москве задумывали ставить Шекспира, режиссер обращался к Бартошевичу, чтобы тот рассказал актёрам о Макбете, Гамлете и короле Лире...

"Когда он разговаривал о театре Шекспира, казалось, что он говорил о людях, которых он очень хорошо знал, очень хорошо чувствовал. Он понимал, что театральный спектакль отличается от текста, в этом смысле театроведение совсем не похоже на литературоведение", – вспомнил специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Алексей Бартошевич – главный шекспировед России. Одна из его главный книг – "Для кого написан "Гамлет".

Алексей Бартошевич: "Если мы хотим понять любой момент истории русской культуры и вообще русской жизни – посмотрите на то, как в этот момент люди понимали "Гамлета".

Алексей Бартошевич говорил, что ему повезло найти себя и в жизни и в театре. Он совершал самое ценное – исследовал свою любовь – театр и давал этим знаниям жизнь...

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация