Пеппи Длинныйчулок - 70: как рождаются любимцы детворы
Просто не верится - Пеппи Длинныйчулок исполнилось 70! Первая книга шведской писательницы Астрид Линдгрен о приключениях маленькой хозяйки виллы "Курица" вышла в 1945 году. С тех пор фантазерка в разноцветных гольфах надолго стала любимицей детворы. Позже в пространстве детского искусства рождались новые персонажи. Как и Пеппи, они были нежными и немного странными. Трогательный Чебурашка, сумасбродная Маша и неуклюжий медведь из одноименных мультфильмов, неугомонные Смешарики или герои нынешнего года - миньоны - все они явные детские фавориты. Как формируются подобные характеры и насколько они влияют на детей, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Торчащие в разные стороны косички, курносый нос в веснушках и два миллиона, семнадцать тысяч фантазий в придачу. Дети влюблялись в рыжеволосую проказницу и мечтали научиться ходить "спиной вперед", как она. Книга Линдгрен про Пеппи Длинныйчулок переведена на 70 языков, по ее мотивам созданы фильмы. И даже те, кто сегодня на переменах листает Instagram (запрещена в РФ), выросли на историях про Пеппи.
Пятнадцатилетняя Полина рассказывает, чем ее очаровала выдумщица в разноцветных гольфах:
"Какой-то своей безбашенностью, наверное. Мне очень нравилась ее лошадь, белая, по-моему, в голубое яблоко".
Сергей, которому шестнадцать, тоже симпатизирует хозяйке виллы "Курица" и рассуждает, что в свои 70 Пеппилота остается модной, потому что с ней никогда не соскучишься. А дети во все времена не любят скучать:
"Мне кажется, что герои становятся главными, потому что их считает общество главными. То есть герои становятся главными в зависимости от изменений общества".
Пеппи Длинныйчулок - не единственная героиня со странностями, пленившая публику. Придуманный Эдуардом Успенским Чебурашка - умилительный и беззащитный, деятельные Смешарики или создание из подушки и очков - Чуча. Изобретатель Чучи, режиссер одноименного мультфильма Гарри Бардин рассказывает, как рождаются на свет столь неординарные явления:
"Человек, который создает продукт, должен вернуться в детство, ощутить и почувствовать свой не взрослый, а детский интерес, который мог бы он испытывать к персонажу. Я придумал Чучу - это няня из подушки, сделанная мальчиком. Если из подушки, значит - мягкая, нежная. Но я вообще имел в виду, что она дура такая. Мягкая, ласковая дура, которая заменяет мальчику родителей - и мама, и друг".
Среди героев, умом не блещущих, очевидное лидерство за миньонами - глазастыми колобками на коротких ногах. Они живут в параллельной реальности, говорят только на им понятном языке, едят одни бананы, странно шутят. И, тем не менее, нравятся детям. Но не могут ли столь примитивные на первый взгляд создания опустить юных зрителей на свой уровень? О том, насколько популярные фигуры из фильмов и книг влияют на аудиторию, рассуждает детский психолог Антон Сорин:
"Есть персонажи, которые оказываются героями-долгожителями. И в этом они подобны героям сказок. Они остаются такими долгоживущими не потому, что они влияют, а потому что они отражают особенности, которые есть у каждого ребенка. Герои сказок, историй, у которых эти особенность тоже есть, но утрированно, помогают ребенку лучше эти особенности понимать, принимать и с ними взаимодействовать".
Глобально оценить воздействие того или иного персонажа на развитие поколений очень просто - достаточно посчитать, как долго он живет в детской памяти. И в этом смысле 70-летняя Пепии Длинныйчулок - одна из самых влиятельных персон, когда-либо выдуманных.