Казахское искусство ХХ века представлено в Новой Третьяковке
Дни культуры Казахстана в Москве открыла выставка в Новой Третьяковке. Экспозиция работ из Национального художественного музея республики Казахстан имени Кастеева задумана как ретроспектива казахской школы живописи. Как академические уроки соединяются с тысячелетней кочевой культуры – увидела Ольга Енина.
Впервые за 34 года с таким размахом представлены работы казахских художников в Москве.
"Выставка дает нам редкую возможность увидеть важную веху евразийского искусства 20-го столетия. Здесь представлено более 60 произведений живописи и скульптуры нескольких поколений выдающихся мастеров", – заявила министр культуры РФ Ольга Любимова.
"В последний раз картины из Государственного музея имени Кастеева в галерее на Крымском Валу выставлялись в августе 1991 года, поэтому сегодняшнюю экспозицию мы оцениваем как яркое событие и очередной этап укрепления культурных связей между Россией и Казахстаном", – сказала министр культуры и информации Республики Казахстан Аида Балаева.
"Шедевры искусства Казахстана" – это демонстрация эволюции художественной школы от ее истоков.
"Живопись как явление в Казахстане не существовала до 1920-х годов. И вот приходит живопись. Это было связано с приездом русских художников на территорию Казахстана, и Абылхан Кастеев был одним из первых казахстанских жителей, кто осваивал этот новый тип изобразительности", – рассказала ученый секретарь Национального музея искусств Казахстана им. Кастеева Екатерина Резникова.
Главная тема – кочевая цивилизация. Художники отдают дань уважения ее представителям. Как в работах Канафии Тельжанова. Жамал – было именем его матери, которая погибла в блокадном Ленинграде. Так же он назвал камерное изображение дочери "Чабана" – картину, принесшую ему известность.
"Он воплощает образ лирически-созерцательный, но в основном его творчество было связано с динамическим образом природы, кочевой жизни, как в картине "Охота за беркутом", – пояснила куратор выставки Джемма Манукян.
Ученик Петрова-Водкина и Добужинского Сергей Калмыков нашел собственную художественную систему, соединяя смыслы и достижения мировой художественной культуры разных эпох и элементы космизма – популярной идеи русского авангарда.
"Мы видим, как происходит трансформация обычного пейзажа в какой-то невероятный пейзаж Марса", – отметила Екатерина Резникова.
На выставке можно увидеть и полный триптих "Земля и время. Казахстан" выпускника Суриковского института – Камиля Муллашева. Это дипломная работа художника, созданная в 78-м. После демонстрации на всесоюзной выставке она поступила в Третьяковскую галерею.
"Это целина, космос и нефть – три ипостаси Казахстана, собирательный образ страны. Именно этот проект позволил нам показать триптих в полном составе", – сообщила Джемма Манукян.
Эта почти вековая живописная история на выставке завершается работами конца 90-х, где художники обращаются к истокам, отдавая главное место символам древнего мира. К примеру, этот танец солнцеголовых божеств кисти Абдрашита Сыдыханова навеян образами из сохранившихся до сих пор в урочище Тамгалы-Тас наскальных изображений.