В Московской консерватории открыли барельеф Бэлы Руденко
В Московской консерватории открыли барельеф Бэле Руденко. Народная артистка Советского союза, одна из лучших сопрано Большого театра, уйдя со сцены, преподавала в консерватории 40 лет – и, по словам коллег, педагогом была "феноменальным". Анна Шустер продолжит.
В Московской консерватории имени Чайковского теперь на один мемориальный класс больше. Бэла Руденко перешагнула этот порог в 1977 году и преподавала здесь четыре десятилетия. В память о профессоре её ученики – вместе теперь уже с их учениками – дают в стенах учебного заведения концерт.
Вспоминая Бэлу Руденко, гости вечера сравнивают её пение с жемчугом, который катился по бархату. В 27 лет она стала Народной артисткой Советского Союза, в 40 – солисткой Большого театра. Критики сравнивали голос певицы с мелодичной флейтой.
"Она сама себя считала исполнителем прежде всего русской музыки, и это очень важно, особенно в нынешнее время", – говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Открытие мемориального класса Бэлы Руденко произошло благодаря государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, которая помогает увековечивать культурное наследие страны и поддерживает молодых талантливых музыкантов.
"Голос Бэлы Андреевны я помню с детства: бывало, что Бэла Андреевна выступала с различными произведениями, включая "Беловежскую пущу", в Голубых огоньках. Она объехала весь мир, весь Советский Союз, была любима и в Одессе, и в Киеве, и в Москве, и для молодежи важно обратиться к этому имени, познать, что тяжелый, добросовестный труд оставляет большую жизнь, чем физическая!", – рассказывает председатель Государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Своих студентов она была готова принимать на уроки в любой день недели, а если у учеников случались жизненные трудности, первой спешила на помощь.
"Она подбирала заранее записи, "Эту певицу послушай, эту". Это было очень поучительно", – вспоминает ученица Б. Руденко, доцент кафедры сольного пения Московской консерватории им. Чайковского Ирина Бикулова.
"Мама принимала учеников дома, я даже помню, одну ученицу лишили общежития, и она жила у нас, пока общежитие ей мама выбивала", – делится сын Б. Руденко, заслуженный артист России Теймур Полад оглы Бюль-Бюль.
Идею меценатов увековечить память Бэлы Руденко активно поддержал её сын. Автором барельефа стала скульптор Ирина Макарова. Фото, по которому создадут скульптурное изображение, выбирали из пяти вариантов, затем автор барельефа сделала несколько эскизов, последний передан в музей Московской консерватории имени Чайковского. А вот чтобы разместить барельеф в учебном классе, инженерам пришлось поднимать архивы с чертежами.
"Мы очень тщательно все чертежи консерватории посмотрели, убедились, что есть стена, которая барельеф выдержит – это несущая стена! И надо сказать, что именно на этой стене он наиболее выгодно смотрится", – отмечает и. о. ректора Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Соколов.
Важно, что мемориальный класс не перестанет использоваться как учебный. Уже сегодня ученики Бэлы Руденко, которые продолжили её педагогические традиции, дают здесь уроки.