14 октября 2025, 15:59 14 октября 2025, 16:59 14 октября 2025, 17:59 14 октября 2025, 18:59 14 октября 2025, 19:59 14 октября 2025, 20:59 14 октября 2025, 21:59 14 октября 2025, 22:59 14 октября 2025, 23:59 15 октября 2025, 00:59 15 октября 2025, 01:59

"Свой человек. Владимир Гиляровский" – выставка в Музее русского импрессионизма

  • Картинка
  • "Свой человек. Владимир Гиляровский" – выставка в Музее русского импрессионизма
  • Картинка
    В Москве открывается выставка "Свой человек. Владимир Гиляровский"
  • "Свой человек. Владимир Гиляровский" – выставка в Музее русского импрессионизма
Главная идея выставки – показать, как стремительно менялась Москва от купеческих времен до столицы 1930-х годов.

"Свой человек. Владимир Гиляровский". Музей русского импрессионизма и Политехнический музей приглашают в путешествие по Москве с "королем репортеров". Как раскрывается город эпохи Гиляровского в живописи и предметах научно-технического прогресса, увидела Ксения Егорова.

"Загрохотала Москва" – первое впечатление 18-летнего Владимира Гиляровского от Первопрестольной образца 1873.

"Тот период, когда ему довелось жить в Москве – это период стремительного развития и города и страны, меняется город на глазах, вначале удивляет конка, а потом уже удивляет трамвай, и Гиляровский доживает даже до строительства метрополитена. Задача со звёздочкой – рассказать художественными средствами не о художнике или коллекционере, а о писателе, журналисте", – говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

От купеческого, со старинным укладом города 1880 до динамично развивающейся столицы 1930. Такой ее застал журналист и писатель. Везде был своим – и в домах высшего света и на самом дне. В злачные места обычно ходил с кастетом.

"Мы представили личные дела московского полицейского управления – в частности корнета Савина, о котором писал Гиляровский. Гиляровский любил посещать притоны Хитровки и Грачевки в качестве исследователя, но и с профессиональными целями, у Гиляровского были осведомители, агенты, как он их называл, которые сообщали ему о самых последних происшествиях, пожарах, ограблениях и это действительно для него был серьезнейший источник информации", – куратор выставки, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма Анастасия Винокурова.

Ночлежки и трактиры, рынки, площади и дома, судебные тяжбы, чаепития и торжественные примы, коронационные гуляния. На Ходынском поле при восшествии Николая II на престол – репортаж Гиляровского в "Русских ведомостях" о страшной трагедии стал единственным материалом в отечественной и мировой прессе – а вот из-за этих предметов произошла давка. Праздники и будни – энергия московской жизни – все, что описал Гиляровский – на вывесках той эпохи и на полотнах его современников – художников Маковского, Архипова, Фалька, Экстер, Кандинского и других. Этот портрет дяди Гиляя кисти Сергея Малютина из Астраханского музея впервые в столице. Портрет самой Москвы сегодня изменился до неузнаваемости, а вот увлечение техническими новинками москвичей – все те же – диковины научно-технического прогресса начала века и сегодня удивляют.

"Часы для контроля ночных сторожей. В чем заключался этот механизм – переносные часы в круглом корпусе медленно вращается барабан и в корпусе существует несколько отверстий для вставки ключей. На бумажной ленте, которая также вставлена в корпус остается отметка – таким образом хозяин, просматривая ленту понимает что та – сторож действительно прошел все заданные точки", – рассказывает главный хранитель Политехнического музея Алла Нудель.

Гиляровский был, как бы сейчас сказали техно-оптимистом. Поднимался на воздушном шаре, одним из первых провел в свою квартиру телефон. Из Политехнического музея – незаменимое средство работы каждого уважающего себя репортера – "костотряс" – велосипед без амортизаторов и шин, а также – средства быстрой фиксации и передачи информации – портативные фотокамеры с целлулоидом, кинокамеры, телеграфный аппарат Ухина, фонарь со свечой Яблочкова – яркой электрической дугой. Новинки и образы эпохи Гиляровского – который донес до нас московскую жизнь так ярко как в кино. Впрочем сам он в этом кино был, безусловно – в главной роли.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация