В Зимнем дворце представили графические произведения XVIII–XIX веков
"Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах". На выставке в Зимнем дворце – работы XVIII и XIX веков, многие впервые покинули хранилище. Среди них – любимые произведения Екатерины II, с которых берёт начало собрание Эрмитажа. Как частная коллекция стала одним из крупнейших музеев мира узнал Алексей Комаров.
С этого подносного экземпляра издания "Галереи Уолпола" из библиотеки Екатерины II и началась история Эрмитажа как сокровищницы Западноевропейского искусства. Можно назвать его аукционным каталогом XVIII века, который позволял будущему покупателю ознакомиться с коллекцией.
"Мы также представляем гравюры, созданные по картинам Эрмитажа, поступившим в собрание Екатерины II из крупных коллекций. Гоцковского, Брюля, Уолпола, Кроза, т.е. какие картины да считались мировыми шедеврами", – говорит заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа Сергей Орехов.
Скорее всего, после просмотра этого издания императрица и решила купить коллекцию Роберта Уолпола почти за 7 миллионов фунтов стерлингов на сегодняшние деньги. Вообще Екатерина II любила разглядывать гравированные воспроизведения картин из своего собрания. Специально для неё сделали вот эти 170 листов.
"Необязательно проходить в картинную галерею, для того чтобы ознакомиться с этим всем. Например, на некоторых гравюрах у нас даже есть надписи, например "а муа" – для меня или мне", – продолжает заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа Сергей Орехов.
Таким образом, определённые картины удостаивались "венценосного" внимания. Какие именно – можно понять на выставке. Эти произведения вешали в зале в строго определённом порядке. Ближе к глазам русских правителей, а не так, как задумал архитектор в своём проекте. Cамые любимые сокровища Екатерина Алексеевна хранила на антресолях над личными покоями. Правда, пока их не стало слишком много.
"В 1764 году была куплена коллекция Гоцковского, немецкого купца, и для размещения этой коллекции, и было задумано строительство здания, которое стало называться Малый Эрмитаж по проекту Валлен-Деламота и Фельтона. И здесь мы как раз показываем чертёж. Разрез северного павильона Малого Эрмитажа", – рассказывает старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова.
Постоянное пополнение эрмитажных коллекций требовало и увеличение площадей, которые они занимают, а также строительства новых зданий. Параллельно шёл и другой процесс. Частное императорское собрание превращалось в публичный музей. И хотя многие проекты остались нереализованными, они показывают, каким видели музей заказчики и сами архитекторы. Завершают выставку – акварели Гау, Премацци и Ухтомского, которые демонстрируют подлинную развеску картин в XIX веке. У зрителей есть уникальная возможность найти свои любимые полотна и сравнить их расположение с настоящим.