15 октября 2025, 11:27 15 октября 2025, 12:27 15 октября 2025, 13:27 15 октября 2025, 14:27 15 октября 2025, 15:27 15 октября 2025, 16:27 15 октября 2025, 17:27 15 октября 2025, 18:27 15 октября 2025, 19:27 15 октября 2025, 20:27 15 октября 2025, 21:27

В Зимнем дворце представили графические произведения XVIII–XIX веков

  • Картинка
  • В Зимнем дворце представили графические произведения XVIII–XIX веков
  • Картинка
    В Зимнем дворце открылась выставка об истории Эрмитажа
  • В Зимнем дворце представили графические произведения XVIII–XIX веков
Экспозиция предлагает взглянуть на историю становления Эрмитажа через призму искусства графики – гравюр, рисунков, акварелей и миниатюр.

"Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах". На выставке в Зимнем дворце – работы XVIII и XIX веков, многие впервые покинули хранилище. Среди них – любимые произведения Екатерины II, с которых берёт начало собрание Эрмитажа. Как частная коллекция стала одним из крупнейших музеев мира узнал Алексей Комаров.

С этого подносного экземпляра издания "Галереи Уолпола" из библиотеки Екатерины II и началась история Эрмитажа как сокровищницы Западноевропейского искусства. Можно назвать его аукционным каталогом XVIII века, который позволял будущему покупателю ознакомиться с коллекцией.

"Мы также представляем гравюры, созданные по картинам Эрмитажа, поступившим в собрание Екатерины II из крупных коллекций. Гоцковского, Брюля, Уолпола, Кроза, т.е. какие картины да считались мировыми шедеврами", – говорит заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа Сергей Орехов.

Скорее всего, после просмотра этого издания императрица и решила купить коллекцию Роберта Уолпола почти за 7 миллионов фунтов стерлингов на сегодняшние деньги. Вообще Екатерина II любила разглядывать гравированные воспроизведения картин из своего собрания. Специально для неё сделали вот эти 170 листов.

"Необязательно проходить в картинную галерею, для того чтобы ознакомиться с этим всем. Например, на некоторых гравюрах у нас даже есть надписи, например "а муа" – для меня или мне", – продолжает заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа Сергей Орехов.

Таким образом, определённые картины удостаивались "венценосного" внимания. Какие именно – можно понять на выставке. Эти произведения вешали в зале в строго определённом порядке. Ближе к глазам русских правителей, а не так, как задумал архитектор в своём проекте. Cамые любимые сокровища Екатерина Алексеевна хранила на антресолях над личными покоями. Правда, пока их не стало слишком много.

"В 1764 году была куплена коллекция Гоцковского, немецкого купца, и для размещения этой коллекции, и было задумано строительство здания, которое стало называться Малый Эрмитаж по проекту Валлен-Деламота и Фельтона. И здесь мы как раз показываем чертёж. Разрез северного павильона Малого Эрмитажа", – рассказывает старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова.

Постоянное пополнение эрмитажных коллекций требовало и увеличение площадей, которые они занимают, а также строительства новых зданий. Параллельно шёл и другой процесс. Частное императорское собрание превращалось в публичный музей. И хотя многие проекты остались нереализованными, они показывают, каким видели музей заказчики и сами архитекторы. Завершают выставку – акварели Гау, Премацци и Ухтомского, которые демонстрируют подлинную развеску картин в XIX веке. У зрителей есть уникальная возможность найти свои любимые полотна и сравнить их расположение с настоящим.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация