Выставка "Давид Бурлюк. Возвращение" – в Доме русского зарубежья
"Давид Бурлюк. Возвращение". В Доме русского зарубежья показывают живопись и графику знаменитого футуриста, из крупнейшего в России собрания его работ – Уфимского. В столице Башкирии Бурлюк жил с 1915 по 1918 год. Ксения Луженкова продолжит.
Он рисовал на мешках из-под картошки, использовал их вместо холста. Читал лекции молодым художникам и всюду носил волшебный фонарь. В Уфе, вдали от первой мировой и столичного шума, отец русского футуризма Давид Бурлюк погрузился в народную культуру. На натюрморте – образец башкирского узора, его можно узнать по характерной геометричности. А растительные мотивы отличают татарский орнамент. Башкирия – регион культурного смешения. Согласно мусульманской традиции, там действовал запрет на изображение человеческого тела. Поэтому Бурлюк стал новатором. Открыл миру башкир и татар как этнос. По мнению искусствоведов, он слегка сгладил национальные черты, изобразил их в европейской традиции, но в аутентичных костюмах. Вертикальность мусульманского минарета ломает горизонтальную композицию. Самобытные детали уфимского быта вторили замыслу Бурлюка. "Я верю яркой краске", – говорил художник. Основа его творчества – цвет и фактура. Поэтому Он стремился запечатлеть природу башкирских деревень в переходных состояниях. Провинциальные сюжеты Бурлюк воплощал и в кубофутуристических работах, как например, на полотне "Красный полдень".
"Мы видим и женщина с коромыслом, и тут и козочка, и на телеге везут сено, что это такое? Он смело ищет так называемое третье измерение, чем были увлечены все кубофутуристы. Он наводит одну форму на другую, он пытается их смешивать, но вдруг в какой-то момент останавливается и выстраивает правильную композиционную форму – горизонталь, диагональ, вертикаль", – говорит куратор выставки Светлана Игнатенко.
В деревне Иглино художник провел несколько счастливых уединенных лет, писал любимую натурщицу – супругу – Марию Никифоровну. Уфа стала последним оплотом русской жизни Бурлюков. После они отправились в Сибирь, затем – в Японию, а в 2022 году поселились в Нью-Йорке. Художник присылал на родину журналы с автографами. Теперь они – в Доме русского Зарубежья.
"В Москве, как это ни удивительно, это первая персональная выставка художника. В этом, конечно, уникальность этой выставки. Бурлюк очень любил Москву. Мечтал вернуться", – рассказывает директор Дома русского зарубежья им А. Солженицына Виктор Москвин.
В советскую Россию Бурлюк возвращался дважды – в 1956 и 1965. Пока авангардное творчество было под запретом, в двух главных музеях Башкирии заботливо хранили его картины. Теперь это самая большая коллекция работ Давида Бурлюка в стране.