"Лицо нового искусства" – выставка в Музее имени Даля
"Лицо нового искусства" предлагает увидеть Государственный музей истории российской литературы. Выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения Велимира Хлебникова, посвящена русской футуристической книге – художественному явлению, которое объединило поэзию и творчество авангардистов. Об экспериментальных изданиях – Анастасия Егорова.
Представьте, что книгу можно сделать своими руками. Не в типографии, а буквально на кухне. Написать текст от руки, нарисовать картинки, напечатать на куске обоев или на мешковине. И даже приклеить на обложку настоящую пуговицу. Так поступала Группа "Гилея" или будетляне, как сами себя называли футуристы.
"Это время, когда целый ряд художников и поэтов задумались над тем, как из книги сделать произведение искусства не только в традиционном плане, но и в том смысле, который приближал бы ее к живописному полотну, к скульптуре, к зданию", – говорит директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак.
Русская футуристическая книга создавалась содружеством поэтов и художников. Художники – авангардисты, среди которых – Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Ольга Розанова, прекрасно понимали друзей футуристов, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Маяковского и других.
"Они сотрудничали тесно, более того многие футуристы ведь были художниками, а многие художники писали стихи. Например, Ольга Розанова под влиянием Алексея Кручёных так увлеклась, что во время первой мировой войны очень много сочиняла потрясающих стихов на так называемом заумном языке", – отмечает куратор Ольга Залиева.
Владимир Маяковский на обложке книги Велимира Хлебникова нарисовал его портрет, а на своей книге – бант, который носил в то время. Рисунки Маяковскому создавал здесь Чекрыгин. Над ними поэт подшучивал – "ну, опять ангела нарисовал, нарисовал бы муху". Каждое такое издание было штучным товаром, произведением искусства. Например, тираж этой книги Хлебникова и Крученых – всего 50 экземпляров. Одно из первых футуристических изданий – "Помада" – размером с открытку. Текст Алексея Крученых. Именно здесь мы читаем его знаменитое – "Дыр бул щыл". Рисунки Михаила Ларионова.
"Литография на золотом фоне, изображаемая так называемую певицу. Это не шаманша в трансе – если мы посмотрим на замечательную тонкую пастель Эдгара Дега "Зеленая певица", которая тогда принадлежала одному из братьев Рябушинских – мы выясним источник этой литографии, потому что всё здесь, начиная от позы головы, груди, и от тех странных четырех точек на заднем плане, четырех мазков – это в общем пародия на Дега", – делится мнением заместитель по научной работе ГМИИ имени Пушкина Илья Доронченков.
Футуристическая книга – не так проста как видится на первый взгляд. Эти иллюстрации повлияли не только на книжное искусство, но и на дизайн, рекламу. Выставка как машина времени. Рассказывает о революции, которая началась с маленькой книги на обойной бумаге и изменила визуальный мир на десятилетия вперед.