Русский музей посвятил выставку истории Михайловского дворца
Выставка "Шедевр русского зодчества" проходит в Садовом вестибюле Русского музея. В этом году знаменитому творению Карла Росси – Михайловскому дворцу – исполнилось 200 лет. Экспозиция, приуроченная к юбилею, рассказывает, как великокняжеская резиденция превратилась в центр культурной жизни Санкт-Петербурга. На выставке побывала Екатерина Моран.
Выставка в Садовом вестибюле – настоящее путешествие в прошлое. И начинается оно со знаменитой акварели Карла Беггрова "Михайловский дворец". Скачущие всадники, кареты, прохожие – жизнь на полотне 1832 года кипит. Не только блистательный памятник архитектуры эпохи ампира, но и центр культурной и общественной жизни Петербурга. Ученые, художники, путешественники посещали музыкально-поэтические вечера, которые здесь проходили. И встречали их не только роскошные интерьеры, но и уникальная посуда. Например, Михайловский фарфоровый сервиз. Изысканные рюмки, сахарницы, соусники, чашки с блюдцами, тарелки украшали стол. На всех живописный декор в виде золоченой гирлянды из чередующихся розеток. Особенно привлекает внимание экспонат в центре.
"Это рюмочная передача, предназначавшаяся для подачи во время приемов рюмок на столы. В зависимости от того, какие напитки употреблялись, внутрь клали лед для охлаждения рюмок или, наоборот, наливали теплую воду, чтобы их подогреть", – рассказал старший научный сотрудник Русского музея Леонид Матвеев.
Рядом портрет архитектора Карла Росси. Михайловский дворец стал одной из вершин его творчества. Мастер создал целый ансамбль: площадь, улицу и окружающие постройки. Роскошный подарок предназначался младшему брату императора Александра I – великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне. Окно в богатую историю дворца "открывают" и Большая гостиная с кабинетом великого князя Михаила Павловича, запечатленные на холсте, а также снимок апартаментов его дочери, последней владелицы дворца, Екатерины Михайловны.
"Здесь великая княгиня, последняя владелица дворца, жила с 1865 года по апрель (ныне май) 1894 года, когда она скончалась в своей опочивальне. О том, что эта съемка была произведена вскоре после кончины, свидетельствует покрытое зеркало", – пояснила заведующая сектором архива изображений Русского музея Ирина Панченко.
Под Русский музей дворец был выкуплен у наследников за четыре миллиона рублей серебром и передан в государственную собственность. С этого момента началась его новая глава – крупнейшего в мире центра русского художественного наследия. Практически все помещения бельэтажа и первого этажа перестроили под экспозиции. В неприкосновенности сохранился лишь Большой Белый зал.
"Он удивительным образом вписался в музейное пространство с гарнитуром, с вазами, с зеркалами – музейная обстановка не диссонирует с прошлым великого Михайловского дворца зодчего Росси", – отметила Ирина Панченко.