Выставка "Поленов и ученики" в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике
Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927), работавший на перекрестье различных течений в сложную и противоречивую эпоху конца XIX – начала ХХ века, отмеченную расцветом русской живописной школы, оказал огромное влияние на целое поколение молодых художников. Член Товарищества передвижников и один из самых активных участников знаменитого Абрамцевского кружка, он много путешествовал по миру и одним из первых русских мастеров сумел в своем творчестве объединить европейские художественные традиции и национальные мотивы.
Обширная просветительская деятельность была делом, которому Поленов посвятил значительную часть своей жизни, даже его усадебный дом на Оке изначально задумывался как образовательный и художественный центр. В 1882–1895 годах, когда мастер преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему удалось подготовить целую плеяду талантливых художников, впоследствии работавших в самых разных направлениях и стилях. У Василия Поленова учились Исаак Левитан, Абрам Архипов, Александр Головин, Илья Остроухов, Константин Коровин и многие другие.
Проект "Поленов и ученики" состоит из восьми разделов, которые позволяют увидеть многогранный талант художника сквозь призму восприятия и творчества его близких людей, коллег и единомышленников. Выставку открывает картина Василия Поленова "За кого меня почитают люди?" 1900 года из цикла "Из жизни Христа", служащая эпиграфом к рассказу о судьбе мастера.
Начало экспозиции – это своеобразный пролог, представление действующих лиц с зарисовками из жизни дома Поленовых, где в кругу семьи и близких друзей нередко рождались идеи будущих проектов и куда часто приезжали молодые художники, чтобы поработать бок о бок с мастером. Поленов – выходец из дворянской семьи, учитель, просветитель – раскрывается в этом разделе и как композитор. Помимо произведений живописи и графики, в экспозицию вошло множество подлинных документов, ноты, фотографии, а также предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные семьей Поленовых.
Художественное наследие Поленова во втором зале показано через образ пути. Природа средней полосы России служила неиссякаемым источником вдохновения для художников поленовского круга. Кроме известных картин мастера "Ранний снег", "Стынет", "Река Оять", здесь собраны пейзажи Ильи Остроухова, Исаака Левитана, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова и других учеников, и современников Поленова.
Лиричные темы связи поколений и постепенного увядания представлены на выставке через образ русской усадьбы, впервые визуализированный в знаменитой картине Поленова "Бабушкин сад", а впоследствии проявившийся в творчестве учеников и последователей мастера: Марии Якунчиковой-Вебер, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского.
Драма человеческой жизни и вместе с тем красота повседневности проиллюстрированы в экспозиции живописными ноктюрнами Поленова, а также композициями Константина Коровина, Валентина Серова, Абрама Архипова. Центральное произведение этого раздела – полотно Поленова "Больная", созданное в начале 1880-х годов под впечатлением от драматических событий. В разделе о путешествиях, наряду с творениями крупнейших русских живописцев, представлены работы армянского художника Егише Татевосяна, который был дружен с Поленовым и который совершил вместе с ним поездку в Палестину в 1898 году.
Вера Василия Поленова в наивысшее предназначение искусства, в возможность искусства воспитывать в полной мере раскрывается в заключительных разделах выставки, где собраны произведения, отражающие, с одной стороны, глубокое уважение русских мастеров к крестьянскому труду, с другой – тему поиска образа Христа, которая была связана с глобальным переосмыслением темы духовности в русском искусстве на рубеже XIX – XX столетий. Важное место в последней части экспозиции занимают уникальные снимки Леонида Кандаурова, физика и астронома, близкого друга семьи художника, который также сопровождал Поленова в путешествии по Ближнему Востоку.