Тайне гибели корабля "Лефорт" посвятили выставку в Санкт-Петербурге
Военно-морской музей имени Петра Великого в Санкт-Петербурге приглашает на выставку, посвященную одному из крупнейших кораблекрушений в истории российского флота. Причина и место гибели линейного парусника "Лефорт", затонувшего 1857 году, полтора века были не известны. Как произошло "Возвращение балтийской легенды", расскажет Виктория Галчинская.
Величие и драма морской стихии. На аллегорическом полотне Айвазовского гибель корабля "Лефорт" – из пучины на свет, к Спасителю, тянутся души погибших.
"Айвазовский писал икону, посвященную Лефорту или картину? Картину написал отличную от всего, что он писал до этого", – отметила куратор выставки Мария Олейник.
10 сентября 1857 года "Лефорт" следовал из Ревеля в Кронштадт на зимовку. Попали в серьезный шторм. В считанные минуты "Лефорт" затонул. Погиб весь экипаж и члены их семей.
"Как Константин Николаевич, великий князь, говорил о трагедии: так быстро. Он не понимает, как он быстро так затонул. Что говорил Александр II, император, что говорили нижние чины", – добавила Мария Олейник.
В Центральном военно-морском музее открыли выставку, которая рассказывает об одном из крупнейших кораблекрушений на Балтийском море. Экспозиция имитирует морское дно. В центре зала – трехмерная модель линкора. "Лефорт" искали более 150 лет, нашли случайно в 2013-м во время специальной экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы". Линкор находился между островами Гогланд и Большой Тютерс на глубине около 70 метров. Обнаружил его подводный исследователь Михаил Иванов. Сначала подумал: лесовозная баржа. Позже заметил орудия XIX века.
"Декомпрессия после этого погружения была больше часа, и вот этот час я придумывал, что же я скажу остальным членам команды. Придумал эту фразу: час назад я был на "Лефорте", – рассказал подводный исследователь-историк Михаил Иванов.
Следующие несколько лет в глубинах балтийских вод "Лефорт" обследовали историки. Искали причину трагедии. Оказалось, одна из пушек была не закреплена и пробила деревянный заслон.
"Малейший крен означает, что через этот огромный люк – а он где-то метр двадцать на метр двадцать – внутрь корабля поступала бы вода", – пояснил Михаил Иванов.
Отсутствие света, ледяная вода – "Лефорт" сохранился практически полностью. Но поднять его на поверхность – равно разрушить. Исследователи создали музей прямо на морском дне. Виртуальный. Теперь побывать на палубе настоящего линкора 19-го столетия может любой желающий: увидеть пушки-каронады, главный штурвал, спасательную шлюпку...
"Никто не смог ей воспользоваться, то есть она лежит придавленная, видимо, парусами. Как некий такой символ того, что спасение было близко", – сказал Михаил Иванов.
Сегодня место гибели "Лефорта" – это воинское захоронение. Памятник морякам, отдавшим жизни за Отечество.