Эрмитаж представил итоги реставрации пенджикентских росписей
Две новые выставки открылись в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа "Старая деревня". Одна посвящена уникальным настенным росписям средневекового города Пенджикент. Другая – людям, которые их спасли. Екатерина Грициенко продолжит.
Уже видны фигуры и сюжеты отреставрированных росписей. "Пирующие на красном фоне", "Синетелое божество" – это рабочие названия, но как интригуют. Вот серо-голубые мазки изображают воду. А вот спортсмены в яростной схватке – это "Борцы у бассейна". И кажется, они там не одни.
"Потому что здесь мы видим изображение воды, водоем, где находятся две купальщицы. Их фигуры, наверное, трудно сразу увидеть, но если вглядываться, то вы их определите", – пояснила заведующая лабораторией научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа Елена Степанова.
Бытовые и метафоричные, выполненные в разных стилях, эти росписи найдены в Пенджикенте – сейчас территория Таждикистана. В древности город был важным торговым и культурным центром на Великом шелковом пути. Удивительно, но монументальная живопись украшала не только дворцы и храмы, но и дома богатых согдийцев – местных жителей.
Зал освещался через прозрачный люк естественным образом. А к вечеру выносили лампы. Можно представить, как в этом свете роспись играла яркими красками. Их мы можем видеть и сейчас. Реставраторы, как могли, раскрыли оттенки охры и лазурита. Но как бы ни хотелось усилить цвет, прорисовать линии, делать этого нельзя. Нужно сохранить то, что дошло до наших дней. Археологические раскопки в Пенджикенте начались в послевоенном 1946 году. Тогда в Эрмитаже начали создавать новый метод по спасению древней живописи. Во главе группы самоотверженных ученых стоял Павел Иванович Костров.
"Павел Иванович прошел войну. И вот мы выслушали доклад о его великих подвигах. Мы поняли, что это человек из стали, он просто не мог по-другому. И этот человек еще умел заражать всех вокруг. Но выбирал он людей, близких ему по духу", – рассказала Елена Степанова.
Союз единомышленников разработал технику, которую по праву называют гениальной. В основе – применение синтетической смолы вместо клея на воде. Состав позволяет спасать шедевры, не растворяя живопись. Метод используют и в наш высокотехнологичный век.
"Он был изначально применяем для среднеазиатских росписей. Но далее он был распространен и на другие виды памятников", – сообщила заместитель заведующего отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Наталья Полевая.
В VIII веке Пенждикент разрушили арабы. И если бы не пожар, они не оставили бы от городища ни камня. Парадоксально, но огонь не уничтожил, а спас уникальные артефакты. Например, колонну завалили фрагменты стен, она не сгорела, а обуглилась. Так до нас дошло некогда прекрасное резное дерево. Раскопки в Таджикистане ведут до сих пор – а значит, впереди новые находки и открытия.