"Старик и море" – премьера в "Мастерской Петра Фоменко"
В "Мастерской Петра Фоменко" – премьера! Спектакль по повести Хемингуэя "Старик и море" играют в самом маленьком зале театра – всего на 112 зрителей, и один из главных героев постановки – свет. Почему – узнаем у Ксении Луженковой.
"Рыба я люблю тебя, но я убью тебя к вечеру", – снова и снова твердит старик. Раньше его называли Сантьяго Эль чемпион. Но вот уже 85 дней как он не поймал ни одной рыбы. Сантьяго убежден: он не создан для того, чтобы проиграть. Повесть Хемингуэя превратилась в лирическое рассуждение о пути человека к смирению.
"Написано, что это были веселые голубые глаза. Смеющиеся глаза человека, который не сдается. И для меня это какая-то основная одна из тем о принятии. Он принимает то, что он в каком-то смысле ничтожен перед этой большой рыбой", – говорит режиссер Иван Шалаев.
Притча воплотилась в минималистичных формах: пустое пространство и человек наедине с непостигаемым. Бесконечная веревка – то ли рыболовная снасть, то ли нить от марионетки. В сценическом оформлении первичен свет. Например, рыба-марлин – это подсвеченное облако дыма. Истоки этого аудиовизуального приема – в творческом почерке Юрия Бутусова. Режиссер Иван Шалаев отдает дань памяти учителю.
"У Юрия Николаича и в его учениках это как нигде проявилось! Язык метафоры, образы, атмосфера, смыслы. И атмосфера соединения музыки, света, сценографии и актера, и актерского глубокого погружения в материал", – делится мнением актер Анатолий Горячев.
Мальчик, по режиссерскому замыслу, – воплощение свободного духа. Образ многогранен – это и амбиции старика, и голос созидания. Ритм задают резко сменяющиеся мелодии и звуки: от джаза – до рока. Лейтмотив действа – песня Пинк Флойд.
"Если в переводе, над головой застыл альбатрос, в лабиринтах кораллов что-то поднимается, древнее время начинает кружить над песками. Никто не показал нам землю, никто не знает, как и зачем и что, но что-то поднимается к звёздам. То есть там такой текст, который как это море, которое непонятное", – рассказывает актер Владислав Ташбулатов.
В финале Сантьяго освобожден от бремени "быть побежденным". Старик и мальчик – воплощение вечного цикла. Где гаснет жизнь – рождается новая.