Религиозная живопись и графика Виктора Васнецова – в Нижнем Новгороде
"Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма", – говорил Виктор Васнецов. Религиозную живопись и графику мастера представляет Нижегородский художественный музей. В основе экспозиции – произведения из собрания Третьяковской галереи. Всего – больше сотни работ. Галина Будникова – подробнее.
Под сводами кремлевского Манежа мастерская Виктора Васнецова. Здесь художник предстает не автором сказочных полотен, а мыслителем, посвятившим творчество духовным темам.
"Это первое представление Васнецова как автора храмовых росписей, потому что до этого времени, когда делались выставки Васнецова, представляли всё его творчество целиком", – сказала заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Основу экспозиции составили произведения из собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и Нижегородского художественного музея. Центральное место занимает триптих "Радость праведных о Господе". Именно с него начинается разговор о духовной сути творчества мастера. Триптих "Радость праведных о Господе" – это масштабное полотно длиной практически 15 метров. Оно создано для росписи барабана купола храма святого Владимира в Киеве. Триптих раскрывает тему преддверия рая и духовной радости праведных. От первых эскизов до монументальных храмовых росписей – Васнецов строил собственный язык религиозного искусства. Его образы соединяют земное и небесное, делая духовное близким и живым.
"Гармоничная сцена с Христом, и вот эта радикальная катастрофа, которой завершается выставка и которая нам дает повод всем задуматься и увидеть весь цикл религиозной живописи Васнецова", – рассказала старший научный сотрудник Государственного исторического музея Анастасия Васильченко.
Для юных посетителей организовали интерактивную зону. Здесь можно примерить на себя роль реставратора, культуролога или художника – и в игровой форме исследовать, как создавался храмовый интерьер.