Юрий Грымов поставил спектакль "Цветы для Элджернона. 30 лет спустя"
"Стоит ли торопиться применять искусственный интеллект, не разобравшись с человеческим?" – спрашивает режиссер Юрий Грымов. В театре "Модерн" прошла премьера спектакля "Цветы для Элджернона. 30 лет спустя". Главный герой попадает в наше время и наше место... Постановку посмотрела Милана Нисимова.
Голосом нейросети рассказывают обо всех личностях Чарли Гордона. Они просыпались в течение 30 лет эксперимента над ним. Юрий Грымов возвращается к тексту, с которым уже работал в РАМТе. Но подчеркивает: это не продолжение того спектакля, а самостоятельное произведение.
"Лет 10 я думал: а что может быть дальше? Киз – великий драматург, который написал прекрасные книги и мировой бестселлер "Цветы для Элджернона". Он в 2014 году покинул мир, к сожалению. И у меня не было возможности с ним общаться. Но мне захотелось, может быть, даже в память о Кизе, попытаться представить, что могло бы быть с Чарли", – рассказал режиссер, художественный руководитель театра "Модерн", заслуженный артист России Юрий Грымов.
В этой истории ученые пытаются вернутся к настоящей версии Чарли. Но может ли душа человека остаться прежней, если мозг изменен?
"Мой персонаж, доктор, он достаточно циничен и смотрит не на человека. Это опыт, эксперимент, и его не волнует, что будет с душой", – пояснил актер Константин Конушкин.
В этом спектакле Чарли старше, чем в романе. Но душой еще больше ребенок. Не столько интеллект, сколько мировоззрение героя отличается от людей вокруг него. То, что в глазах одного страшное и значительное, для другого пустяки, мелочь. Эта инсталляция встречает зрителей в фойе и настраивает на спектакль: когда ты сильнее, всегда есть выбор. Раздавить, пусть даже ради эксперимента, или принять человека таким, какой он есть. Даже если пишет с ошибками. Этот выбор оказался сложным для Алисы – учительницы Чарли. Последнее, что он помнит, как уснул, когда она читала ему "Робинзона Крузо". А спустя 30 лет, очнувшись от забвения, слышит от доктора: Алиса теперь моя жена. Между Алисой и Чарли возникают чувства. Но можно ли это назвать любовью мужчины и женщины в привычном понимании? В работе над образом своей героини актриса Людмила Погорелова пыталась ответить на этот вопрос.
"Важнее отношение моей героини к этому персонажу. К тому, что он человек не совсем здоровый, что его сделали искусственно и так дальше. А мне это не нравится, я ждала другую личность", – поделилась заслуженная артистка России Людмила Погорелова.
Постановщики переносят действие в наши дни. И в эпоху, где искусственный интеллект часто знает больше людей, идея искусственно изменить интеллект Чарли кажется еще более утопичной.